Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников. Игры и упражнения, развивающие фонематическое восприятие Просмотр содержимого документа «волшебный мир звуков. игры на развитие фонематических представлений»

Игры для развития фонематического восприятия

Наиболее эффективными приемами развития фонематического восприятия является игра. Поэтому следует на занятиях использовать следующие виды игр и упражнений.

« Услышишь – хлопни».

Ход игры: взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры - соревнования: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы).

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз».

Цели: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названиях которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник».

Ход игры: нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из 2 слов, далее их количество постепенно увеличивается (3,4, 5 т т.д.), например:

Сад – сани

Сок – шок

Сумка – суп – сапоги

Шапка – сын – шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Цели: развивать слуховое внимание, память, фонематические представления.

Ход игры: после слов ведущего:

Рассыпались бусы… мы их соберем, нанижем на нитку, и слово найдем, – участники игры по цепочке произносят слова – бусинки на определенный звук (без повторов), например:

На звук Р – радуга – ракета - каравай-пар- рука- …..нп звуки

Р – Л – рак - лампа- нора – лук – рыба - мыло…..

« Повтори и прибавь»

Цели: Развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на 1 слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук Ж-

Жук, жаба

Жук, жаба, ужи

Жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематические представления, внимание, мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: П,А-ПА; Н,О,С-НОС

«Скажи наоборот»

Цели: развивать фонематические восприятие, представления, слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает 2-3 звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант- с гласными звуками А, У-У,А,А,И, О- ….(О,И)У, О,А_А, О,У,Э,Ы,И-…(И,Ы,Э)

2 вариант – с твердыми согласными звуками

3 вариант- с твердыми и мягкими согласными звуками

ПЁ -….(ПО)

ПЕ -….(ПЭ)

Аннотация: Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Игры для развития фонематического восприятия

“Пишущая машинка”

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

“Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация -[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” - замереть на месте, “Зина” - прыжки, “Жираф” - замерли на месте, и т.д.

“Посчитай буквы и составь предложение”

Играют от 3 до 6 участников.

Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.

“Слушай хлопки и подбирай слоги”

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например,: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например, A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например,: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например, АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

“Повтори за мной”

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

“Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий - оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

“Услышишь - стой!”

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.

“Что слышно?”

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

“Канон”

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.

Краснова Нина Андреевна,
учитель-логопед

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
  1. Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление .

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

  1. Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  1. Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

  1. Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию » Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

  1. Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Дина Фомина
Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Игры - задания по развитию фонематического восприятия

Игра "Найди картинку"

Ход проведения: перед ребенком выкладывают картинки, названия которых близко по звучанию. Логопед называет картинки в произвольном порядке, ребенку предлагается отобрать и расставить картинки в порядке называния.

Инструкция: "Посмотри внимательно на картинки. Я буду называть картинки, а ты находи их и выкладывай в ряд по-очереди".

Лингвистический материал: слова - рак, лак, мак, бак.

Оборудование: предметные картинки с изображенем рака, мака, бака, лака.

Методические рекомендации: картинки можно раскладывать на парте, на доске (магниты, фланелеграф, вставлять в логопедические пособия с кармашками и т. п. Можно усложнить задание назвав сразу несколько картинок, ребенок должен запомнить последовательность и разложить их в правильном порядке.

Игра "Кто больше"

Цель: развить фонематическое восприятие.

Ход проведения: ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, найти и назвать как можно больше предметов с заданным звуком.

Инструкция: "Посмотри на картинку и назови все предметы со звуком [с]".

Лингвистический материал: песок, песочница, сарафан, самосвал, автобус, колесо, коляска, бусы, косынка, сумка, насос, пистолет, сабля, солдатик, совок, скамейка, столб, осы, самолет, кусты, соска, носки.

Оборудование: сюжетная картинка с большим количеством предметов, в названии которых есть заданный звук.

Можно предлагать картинку в файле, чтобы ребенок мог зачеркивать маркером уже найденные предметы.

Можно увеличить задание предложив подобную картинку с отсутствием нескольких предметов. Ребенку нужно будет отыскать чего не хватает (развивает зрительное внимание).

Игра "Прожорливая лягушка"

1. развить фонематическое восприятие.

2. формировать фонематическое представление на основе фонематического восприятия.

Оборудование: лягушка из пластиковых бутылок зеленого цвета, белые крышки с приклеенным изображением комара.

Ход проведения:

1. Взрослый произносит слоги, слова, содержащие заданный звук. Ребенок угощает лягушку комариком, если услышит слог или слово со звуком З.

2. Взрослый предлагает ребенку накормить лягушку. Для этого нужно придумать или повторить слог (слово, преложение) с заданным звуком. После чего лягушку можно угостить одним комариком. Игра продолжается до тех пор, пока все комары не будут съедены.

Инструкция:

1. "Накорми лягушку комаром, если услышыш звук [. ] в ряду слов/ слогов".

2. "Придумай слово со звуком [. ] и накорми лягушку комаром".

Игры - задания по развитию процессов фонематического анализа

Игра "Спрятанный звук"

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука.

Ход проведения: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в ряду звуков и переместить пуговицу на звуковой лнейке в начало, середину или в конец.

Инструкция: определи где находится звук [a] в раду: и - у - а. Перемести пуговицу в начало, середину или вконец линейки.

Оборудование: звуковая линейка.

Лингвистический материал: звуки [и], [у], [а].

Методические рекомендации: звуковые линейки могут быть разнообразными по оформлению. Например с изображением животных: голова в первой ячейке, туловище во-второй, хвост в третьей. Части тела здесь символизируют начало, середину и конец линейки.

Игра "Перед и после"

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука по отношению к другим звукам слова.

Ход проведения: ребенку предлагается определить и назвать какой звук находится после или перед заданным звуком в слове.

Инструкция: "Назови звук, который находится после звука [л] в слове палка. Назови звук, который находтся перед звуком [л] в слове палка "

Игра "Друг за другом"

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в заданном слове. Если ребенок знаком с буквами, можно предложить выложить буквы в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: "Назови последовательно все звуки в слове. "/ "Выложи буквы в тойже последовательности, в которой я произнесу звуки в слове. "

Оборудование: набор букв.

Игры - задания по развитию процессов фонематического представления

Игра "Где спрятался звук?"

Ход проведения: Дети сидят на полу кружком. В центре на ковре лежат карточки картинками вверх. Логопед предлагает детям по очереди найти картинку в названии которой заданный звук находиться в начале слова, затем в середине и в конце. За каждый правильный ответ можно выдавать жетон.

Инструкция: "По очереди найдите картинку, в которой звук [. ] находится в начале слова".

Оборудование: предметные картинки в названии которых есть заданный звук в начале, в конце и в середине слова.

Игра "Веселые таблицы"

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа, (определение места звука в слове).

Ход проведения: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в названии предложенной картики и нарисовать под ней соответствущюю схему.

Инструкция: определи где находится звук [. ] в названии картинок. Под картинкой в пустой ячейке нарисуй схему.

Оборудование: таблицы с картинками, в названии которых заданный звук находится в начале, середине и в конце слова.

Игра "Домики"

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа.

Ход проведения: ребенку предлагается разложить картинки в 3 домика (треугольники из картона с цифрыми 3, 4, 5.) по количеству звуков в названии этих карнинках.

Инструкция: "Разложи картинки в домики. В этот домик посели картинки в названии которых 3 звука, в этом - 4, в этом - 5 звуков"

Оборудование: набор предметных картинок, в названии которых 3, 4 и 5 звуков, треугольники из картона с цифрыми 3, 4, 5.

Игры и задания на развитие фонематического синтеза.

Игра "Что получилось?"

Ход работы: Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово».

Лингвистический материал слова: мак, ком, дом, ток, кот, рак, рука, лужа, книга, почта и д. р.

Игра "Звуки поссорились"

Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом чтобы получилось слово».

Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка и д. р.

Игра "Путаница"

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход работы: Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в беспорядке.

Инструкция: «Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов».

Лингвистический материал:

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Публикации по теме:

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Так уж принято в человеческом обществе - общение между людьми происходит при помощи разговорной речи, и для того, чтобы тебя понимали, нужно обладать хорошей дикцией, то есть внятным и четким произношением.

Речь маленького ребенка очень сильно отличается от речи взрослого, так как малышу предстоит еще многому научиться. Чтобы у ребенка развивался и обогащался лексикон, необходимо заниматься с ним при помощи специальных упражнений, играть в специальные игры. Тогда ребенку будет гораздо легче высказывать свои желания и мысли, ему будет проще общаться и с ровесниками, и со взрослыми людьми.

Успехи в учебе также напрямую зависят от того, насколько ребенок хорошо слышит и произносит звуки, слова - чем лучше, тем грамотнее он будет писать. Проблем на письме удастся избежать, если своевременно обратиться к логопеду, который подберет необходимые задания для занятий с малышом.

Поэтому, чем раньше родители обратят внимание на возникающие проблемы с фонематическим восприятием у своего ребенка, тем лучше будет для всех, в первую очередь, для самого малыша, который не будет чувствовать себя изгоем среди сверстников, а легко вольется в коллектив.

Учимся, играя

Для развития речи детей применяются специальные методики развития фонематического восприятия, разработанные логопедами совместно с детскими психологами.

Работу с ребенком по формированию звукопроизношения осуществляют в игровой форме. Для этого педагогами и практикующими логопедами разработаны специальные игры и упражнения.

На начальных этапах этой работы по развитию фонематического восприятия используются материалы, содержащие неречевые звуки, затем охватываются все звуки речи, относящиеся к родному языку, переходя от уже освоенных детьми к тем, которые еще не поставлены и не введены в самостоятельную речь ребенка.

Работа эта очень важна, так как детям необходимо научиться вслушиваться в речь окружающих их взрослых и перенимать у них правильное произношение.

Одновременно с этой работой проводятся занятия с ребенком по развитию слуха, внимания и памяти, это позволит добиться эффективного развития фонематического восприятия.

Развитие детской речи. Этапы

Для полноценного формирования фонематического восприятия проводится работа над Она подразделяется на 6 этапов развития фонематического восприятия:

1 этап: начинается с узнавания так называемых неречевых звуков. Их необходимо научиться узнавать и различать, при этом развивается слуховая память и слуховое внимание.

2 этап: педагог учит малыша различать высоту, силу, тембр голоса при помощи игр и упражнений, содержащих одинаковые звуки, сочетания фраз, отдельных слов.

3 этап: логопед поможет научиться различать близкие по звуковому составу слова.

4 этап: учитель объясняет, как правильно дифференцировать слоги.

5 этап: педагог обучает детей различать фонемы (звуки), объясняет, что звуки подразделяются на гласные и согласные. Сначала изучаются гласные звуки, потом уже переходят к согласным.

6 этап: наступает время развития навыков самого простого звукового анализа, который подразумевает разделение слов на слоги. Логопед показывает детям, как при помощи ладошек хлопками отсчитываются слоги, выделяется ударный слог.

Продолжается этап проведением анализа гласных звуков, затем согласных, таким образом происходит развитие фонематического восприятия и

В дошкольный период закладывается фундамент развития психики ребенка, речевого, познавательного развития. Поэтому развитие фонематического восприятия должно проходить последовательно.

Специальные развивающие упражнения

Упражнение 1. Нужно выделить определенный звук в слове.

Логопед говорит детям, какой звук они должны будут услышать в слове и сообщить преподавателю о нем условным сигналом (сигнал оговаривается также заранее).

Упражнение 2. Нужно узнать, в каком месте слова находится нужный звук.

Педагог называет слово, дети определяют местоположение звука: в начале, в конце или в середине слова. Задача усложняется тем, что нужный звук встречается в одном слове не один раз.

Упражнение 3. Нужно определить, какие звуки находятся рядом с названной буквой: перед ней или после нее.

Дети должны рассказать, какие звуки и в какой последовательности находятся в названном педагогом слове.

Варианты:

  • педагог называет звук, а ребенок называет, каким по счету этот звук находится в слове: вторым, четвертым или первым и так далее;
  • педагог озвучивает слово, а ребенок должен назвать, например, третий звук.

Упражнение 4. Нужно определить, сколько звуков находится в данном слове. Это упражнение способствует более быстрому развитию фонематического восприятия у детей.

Упражнение 5. Нужно составить слово из заданных букв.

Педагог произносит звуки в нужной последовательности, а ребенок должен составить слово. Чем длиннее пауза между произнесенными звуками, тем сложнее задача.

Таким образом, проходя каждый этап развития фонематического восприятия последовательно, ребенок совершенствует свою речь.

Методики и системы обучения

Существуют специальные развивающие методики, и все они направлены на решение основной задачи логопедической работы по исправлению нарушений

Любая развивающая методика включает в себя следующие этапы:

  1. Восприятие устной речи, помощь в формировании фонематического восприятия.
  2. Воспитание правильного произношения (артикуляции) звуков, доведенного до автоматизма в различных условиях произношения.

Логопеды разрабатывают системы обучения и методики для развития речи, которые:

  • развивают слуховое внимание;
  • развивают речевой слух;
  • развивают фонематический слух, делая работу по развитию фонематического восприятия более систематизированной и удобной.

Прежде чем педагог начнет занятия с детьми, он должен объяснить им, что все слова, которые люди произносят, состоят из звуков. Одновременно с развитием фонематического слуха и восприятия происходит интенсивное развитие лексикона ребенка и овладение им правильным произношением, для этих целей ученые разработали специальные развивающие игры и упражнения.

На письме звук называется буквой. Буквы можно только читать или писать, услышать их не удастся. Каждый звук имеет свою букву. Но у некоторых звуков бывает по несколько изображений, то есть букв.

Чтобы во всем разобраться, детям необходимо научиться слушать и слышать звуки.

Применение методик в работе с детьми

Как научиться слышать звуки?

Окружающий мир полон различных удивительных звуков: все, что воспринимает ухо и произносит человек или животные, птицы - это звуки. Как много звуков можно различить, прислушавшись?

Детям предлагается посидеть какое-то время очень тихо, чтобы выяснить, кто какие звуки услышит.

Нужно узнать звук

Дети садятся спиной к педагогу, поворачиваться и подглядывать нельзя.

Логопед при помощи всевозможных предметов создает различные звуки и шумы.

Дети должны догадаться, что происходит: рвется бумага, шумит вода, падает ручка на пол, гремит в миске крупа или звонит телефон.

Звуки в записи: как их различить?

а) В доме:

  • журчит вода на кухне;
  • тикают часы;
  • работает холодильник;
  • гудит пылесос;
  • слышен звук шагов;
  • кто-то звонит в дверь;
  • кто-то закрыл дверь.

б) Звуки погоды:

  • шум дождевых капель;
  • гром во время грозы;
  • завывание ветра, и т. д.
  • гудки машин;
  • хлопанье закрывающихся дверей автомобиля;
  • крики и смех детей;
  • чириканье воробьев.

Приятный звук или нет?

  • музыка классическая;
  • музыка эстрадная;
  • гудки автомобиля;
  • дребезжание будильника;
  • скрип железом по стеклу;
  • смех детей;
  • надсадный кашель.

Волшебная шкатулка

Педагог предварительно складывает в небольшую коробку различные предметы в любых сочетаниях. Потряхивая коробку, учитель просит детей определить, что же там находится: маленький мяч, стеклянный шарик, монетки, пуговицы и бусины или что-то другое.

Упражнение «Выложить сочетания, ориентируясь на слух»

Необходимо научить детей звукобуквенному анализу и чтению слияний гласных звуков.

Каждому ребенку выдаются пластиковые буквы: А, И, Е.

Логопед предлагает такие сочетания: [АИ], [ИА], [АЕ], [ЕА], [ИЕ], [ЕИ].

Упражнение «Разделить слова на слоги»

Развивается навык слогового анализа слов.

Описание. На магнитной доске выкладываются различные картинки, изображающие предметы быта: нож, кружка, стол, стул, комод.

Дети должны рассмотреть картинки, озвучить их названия, затем хлопками показать, сколько слогов в каждом слове.

Упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников помогают им распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит данное слово.

Дополнительные задания

Нужно найти и назвать нужное слово

Используются пары звуков: «с-з», «т-д» и так далее.

Логопед читает отрывки из детских стихов или предложения с заданными парами звуков. Дети должны назвать только те слова, где есть названные звуки.

Найти звук, присутствующий во всех словах

Педагог называет слова, в которых присутствует определенный звук:

  • шелест, шорох, каша, мякиш (ш);
  • жест, жаворонок, скрежет, страж (ж);
  • чайка, усач, чибис, кочка (ч);
  • щепотка, щука, хвощ (щ);
  • роса, хвост, покос (с);
  • середина, авоська (сь);
  • роза, заяц, зоб (з);
  • предзимье, зелье (зь);

Дети должны назвать повторяющийся во всех словах звук, при этом указать местоположение звука в слове. Очень внимательно дети должны быть при произношении мягких и твердых звуков.

Нужно назвать первый звук в слове

Предлагается такая игра:

Каждый ребенок называет свое имя и определяет, с какой буквы (звука) начинается его имя.

Затем дети называют имена знакомых им детей, взрослых и говорят, какая буква стоит первой в этих именах, акцентируя внимание на твердости и мягкости звуков.

Теперь необходимо назвать последний звук в слове

Детям предлагаются изображения различных предметов:

  • автомобиль;
  • синица;
  • диван;
  • лебедь;
  • лось и так далее.

Педагог показывает малыш картинку, ребенок должен назвать, что он на ней видит и определить последний звук в названии этого предмета. Также ребенок должен обратить внимание на четкость произношения, а также на твердость и мягкость согласных звуков.

Игры на развитие фонематического восприятия

Фонематические и лексико-грамматические представления связаны между собой, так как при проведении работы по развитию у детей фонематического слуха им намного лучше дается освоение окончания слов, приставок, однокоренных слов и меньше проблем возникает впоследствии на письме. Нужно подобрать слово, начинающееся на последний звук слова «слон» (нос, нож, нора).

  1. Нужно подобрать слово, в котором первым был звук «р», а последним «к» (рак, рок).
  2. Нужно добавить звук, чтобы получилось слово: «со» (сок, сон).
  3. Нужно составить предложение, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву, например, «м» (Мила мешает Маше мыть миску).
  4. Необходимо отыскать в комнате предметы, в названии которых присутствует определенный звук, например «а» (бумага, кружка, абажур).

Если предложить найти предметы, в названии которых данный звук находится в определенном месте (вторым, третьим или первым), то задача усложнится.

Игра на развитие внимания

Логопед расставляет детей таким образом, чтобы все друг друга видели, и подает определенные команды, называя различных животных и птиц, например: зайчик, лягушка, птичка, рак, лошадка и так далее.

Дети должны обозначить животное или птицу определенным звуком или движением по предварительной договоренности с педагогом.

Формирование и развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность ребенка воспринимать и понимать звуковой состав слова. Эта способность естественно развивается, формируясь постепенно, и делая возможным понимание смысла отдельных слов, то есть фонематический слух - это смысловой слух.

Дети довольно рано начинают понимать основные звуки родного языка, но в силу возрастных особенностей строения речевого аппарата не могут правильно произносить некоторые звуки, хотя точно знают, как их надо произносить.

Чистая речь формируется у детей с хорошим фонематическим восприятием, потому что они четко воспринимают все звуки родной речи.

Дети, у которых фонематическое восприятие недостаточно развито по каким-то причинам, звукопроизношение хромает, им сложнее понимать речь, потому что им сложно различить близкие по звучанию звуки, это негативно сказывается на становлении детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа. Без этих навыков полноценное обучение чтению и письму невозможно. Поэтому развитие фонематического восприятия у дошкольников приобретает особую актуальность и значимость.

Подготовка к школе

Таким образом, для успешного обучения в школе ребенок должен иметь развитое фонетическое восприятие, то есть узнавать и правильно дифференцировать все звуки родного языка.

Но полным фонематическим анализом слов ребенок научится оперировать позже, обучаясь грамоте в школе, потому что в разговорной речи разделением слов на звуки никто не пользуется.

В школьной программе есть специальный период, до начала обучения непосредственно чтению и письму, в котором детей обучают звуковому анализу.

Этот период недолгий и неподготовленному ребенку очень сложно будет освоить звуковой анализ слов, а без этого навыка проблемы на письме неизбежны.

Поэтому возникает необходимость планомерной подготовки детей к сформированному фонематическому восприятию с дошкольного возраста для повышения уровня грамотности в будущем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook