Формирование лексико-грамматических представлений у детей школьного возраста с билингвизмом. Развитие лексико-грамматических представлений Формирование лексико-грамматических представлений у детей школьного возраста с билингвизмом

Формирование лексико-грамматических представлений

у дошкольников средствами наглядного моделирования

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Примененяя наглядное моделирование в коррекционной работе по формированию лексико-грамматических представлений у детей, способствуем:

Систематизированному усвоению и запоминанию;

Неоднократному повторению в течение всего периода обучения;

Повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений, решаемые средствами наглядного моделирования:

1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

Понимать обобщающие слова;

Понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

Понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

Понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

Понимать количественные числительные.

2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

Продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;

Продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

- развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;

Развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

4. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:

Расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;

Развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;

Расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;

Развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;

Развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;

Расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

5. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:

Расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

Развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

6. Учить строить предложения разной структуры:

Развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

Совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;

Развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

7. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:

Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

8. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;

9. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:

Совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;

- совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “волнистая линия” вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения “ключевых слов” основных частей описательного рассказа и т. п.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели. Так, например, в процессе заданий и игр закрепляется понимание детьми значения глаголов (игра “Помоги Наташе разложить вещи по местам”), развивается понимание категорий рода у прилагательных (игра “Какие это фрукты?”), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат (задание “Исправь ошибку”) и др.

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре “Вкусный сок” дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Игра “Помоги Наташе разложить вещи по местам”

Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция: “Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?”.

Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра “Исправь ошибку”

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

Инструкция: “Смотри и слушай внимательно: “Рыба поймала мальчика”. Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась”.

Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

Игра “Вкусный сок”

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него – изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: “Я люблю яблочный сок. А ты?”.

Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра “Где лежит мяч?”

Игра “Где лежит мяч?”

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в “прятки”).

Инструкция: “Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?” (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольное воспитание должно вместе с семьей заложить основы личности и нравственности ребенка. Решение этой задачи прямо и непосредственно связано с общением ребенка (в семье, в детском учреждении со со сверстниками). Но главную роль здесь играют взрослые, как хранители опыта, знаний, умений и культуры. Передача этих ценностей без речевого общения обеднена или вовсе невозможна.

Необходимое условие общения – полноценное овладений детьми устной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Известно, что человек как социальная личность формируется в результате общения с другими людьми, передачи конкретного опыта в процессе совместной деятельности, и здесь неоценима роль речи.

Дошкольное воспитание должно вместе с семьей заложить основы личности и нравственности ребенка. Решение этой задачи прямо и непосредственно связано с общением ребенка (в семье, в детском учреждении со сверстниками). Но главную роль здесь играют взрослые, как хранители опыта, знаний, умений и культуры. Передача этих ценностей без речевого общения обеднена или вовсе невозможна.

Необходимое условие общения – полноценное овладений детьми устной речью.

Уже к концу первого года жизни в речи детей появляются осмысленные слова. Однако овладение грамматической структурой языка идет на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенок учится пользоваться падежными фор- мами, предлогами, глаголами, элементами связной речи.

Доказано, что к старшему дошкольному возрасту психологические и физиологические возможности детей позволяют им успешно овладевать сложными заданиями. Они уже способны логически мыслить, самостоятельно анализировать и синтезировать несложные ситуации, действия, явления; распознавать главное и второстепенное; правильно произносить все звуки; достаточно хорошо владеть разговорной формой речи. Грамматически неправильное, с морфологическими ошибками построение речи затрудняет общение.

Это обстоятельство легко объясняется диспропорцией между развитием мышления дошкольника и ориентацией в окружающем мире. Именно теперь наступает перелом в морфофункциональном развитии головного мозга, идет сложная перестройка мозговой активности, а речь еще не развита, стереотипна. Ребенок оперирует в основном готовыми фразами, строя их по какому-то образцу, но сам не в состоянии произвести грамматических преобразований. Все это относится к нормально развивающимся детям.

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей.

По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля.

Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака – конура, помидор – грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака – кошка, помидор – овощ).

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т.к. по мере развития словообразования словарь ребенка

_____________________________________________________________________

Семантика – смысловая сторона (значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм).

Семасиология – раздел языкознания, изучающий значение слов и выражений и изменения этих значений.

быстро обогащается, за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинаций морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели – типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели – типе словообразования.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением детских словообразовательных неологизмов (К.И.Чуковский, Т.Н.Ушакова, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением инерализации, становлением системы словообразования.

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка.

Последовательность проявления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные формы.

В дошкольном учреждении занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (активизации

и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения.

Можно выделить три направления в работе:

Обогащение словарного запаса, словоизменение, словообразование.

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса:

  1. Имя существительное:

- «Кто это?», «Что это?» - одушевленные и неодушевленные существительные.

- «Назови одним словом» - обобщающие понятия – классификации по картинкам, на слух.

- «Четвертый лишний».

- «Чем отличаются предметы» - чашка-стакан, яблоко-груша, помидор-тыква, тарелка-миска, стул-кресло.

- «Пара к паре» - подобрать слова по аналогии: огурец-овощ, ромашка-цветок и т.д.

- «Назови части» - по картинке, по представлению.

- «Отгадай предмет по названию частей».

- «Кто у кого?» - обогащение словаря, + словообразование.

  1. Глаголы:

- «Кто? Что делает?» - подобрать к конкретному предмету, конкретное действие.

- «Назови как можно больше слов-действий» к слову- предмету (Что может делать собака?).

3. Прилагательные:

- «Подбери признак» - как можно больше слов-признаков.

- «Скажи наоборот»- антонимы (можно играть с фишками, мячом0.

- «Что? Из чего?» - образование относительных прилагательных.

4. Наречия (признак действия):

- «Скажи наоборот» - антонимы.

- «Когда это бывает?» - наречия времени, которые ребенок усваивает позже всех.

- «Где? Куда? Откуда?» - слева, справа, вверху, внизу, посередине, издалека.

5. Словоизменение:

- «Один - много» - единственное и множественное число существительных.

- «Посчитай 1-2-5» - согласование существительных с числительными.

- «Какой, какая, какое, какие?» - согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе.

Изменение глаголов по временам, числами родам (можно по картинкам, по демонстрируемому действию).

6. Словообразование:

- «Скажи ласково» - образование уменьшительно-ласкательных существительных и прилагательных.

Образование относительных прилагательных в игре «Магазин» (одежда, игрушки, фрукты).

- «Чей, чья, чьё, чьи?» - образование притяжательных прилагательных (очень трудно).

- «Образование глаголов при помощи приставок» (по картинкам, по демонстрируемому действию).

- «Образование однокоренных (родственных) слов – творчество воспитателей.

- «Назови семью» - медведь, медведица, медвежонок, медвежата (медвежья и т.д.).

Особо остановиться на употреблении предлогов. «Кто где живет?» (предлоги В, НА).

В младших группах идет накопление лексики, использование простейших грамматических игр, народного творчества, речь + движение.

Нормально развивающийся ребенок спонтанно овладевает грамматикой языка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журнал «Логопед» № 2, 2004г. Стр.31, стр.56-57.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 1998г., стр.56.
  3. «Логопедия», Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Екатеринбург АРД ЛТД, 1998г.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», С-Пб, Изд-во «Союз», 2001г.
  5. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи», С-Пб, 1998г.

Екатерина Евгеньевна Рыжкова
Конспект семинара «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»

Конспект семинара на тему :

«Формирование лексико-грамматических представлений

у дошкольников средствами наглядного моделирования »

Подготовила : учитель-логопед

Рыжкова Е. Е.

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте . На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование .

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель наглядного моделирования : обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.

Задачи, решаемые средствами наглядного моделирования :

1. Учить соотносить предметы , действия, признаки с их словесным обозначением :

Понимать обобщающие слова;

Понимать назначение местоимений : личных, притяжательных;

Понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

Понимать предлоги и наречия , выражающие пространственные отношения;

Понимать количественные числительные.

2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения :

Развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам.

Развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений :

Развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке.

4. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования.

5. Учить строить предложения разной структуры :

Развивать умения составлять простые предложения , распространяя их однородными членами;

Развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога ) .

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение , текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников , поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств , наглядный материал усваивается лучше вербального.

Основные виды моделей :

Пиктограммы

Силуэтные изображения

Условные обозначения

Мнемотаблицы

Примененяя наглядное моделирование по формированию лексико-грамматических представлений у детей , способствуем :

Систематизированному усвоению и запоминанию;

Повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др .

Мнемотаблица «Сказки»

Цель : «Обучение пересказу, составлению связного текста»

Материал : плакат – таблица с изображение сказок.

Инструкция : «Расскажи сказку, используя изображения»

Ход выполнения задания : Педагог просит ребенка рассказать сказку, используя наглядную опору в виде мнемотаблицы.

Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

Цель : закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.) ; практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в , на.

Материал : большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки, журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки , изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция : "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п. ?".

Ход выполнения задания : Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра "Исправь ошибку"

Цель : развитие понимания логико-грамматических конструкций ; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материал : предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др., карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения ) .

Инструкция : "Смотри и слушай внимательно : "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".

Ход выполнения задания : Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения , иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении , правильно его произнести, предварительно переставив карточки .

Игра "Вкусный сок"

Цель : практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал : наглядная схема , изображающая стакан с падающей в него каплей (сока, вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану) .

Инструкция : "Я люблю яблочный сок. А ты?".

Ход выполнения задания : Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать , какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра «Что на дереве»

Цель : «Практическое усвоение детьми согласования числительного с существительным с верными падежными окончаниями.

Материал : картонное дерево по временам года, вязаные предметы (яблоки, листочки, цветочки, снежинки) .

Инструкция : «Повесь на дерево по одному яблоку»

Ход выполнения задания : Педагог, указывая нужное время года, предлагает детям повесить на дерево предметы по сезону , при этом их пересчитывая : «На дереве растет одно яблоко, два яблока, три яблока….»

Игра «Найди маму»

Цель : «Практическое усвоение детьми названий животных и их детенышей»

Материалы : предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция : «Найди маму каждому животному»

Ход выполнения задания : Педагог предлагает детям подобрать к каждому животному детенышей, при этом проговаривая : «у кошки – котята…»

Игра «Живое - неживое»

Цель : «Научить детей отличать предметы неживого происхождения от живых организмов»

Материалы : картинки в виде таблицы с изображением живых и неживых предметов , маленькие картинки с изображением этих же предметов .

Инструкция : «Разложи карточки по местам»

Ход выполнения задания : Педагог просит детей разложить карточки с изображением живых существ на таблице «живое» , а неживых на таблице «неживое» , при этом задавая вопросы : Кто? Что?

Игра «Кто как кричит»

Цель : «Активизация и обогащение пассивного и активного словаря»

Материалы : картинки с изображением животных, картинки на прищепках с изображением еды для каждого животного.

Инструкция : «Изобрази, как кричит каждое животное»

Ход выполнения задания : Педагог предлагает детям изобразить , как кричат животные и подобрать прищепку с едой для каждого.

Игра «Где что можно делать»

Цель : «Активизация и обогащение глагольного словаря»

Материалы : сюжетные картинки с изображением парка, речки, детского сада, леса и т. д.

Инструкция : «Расскажи, что можно делать в магазине, парке…»

Ход выполнения задания : Педагог предлагает детям рассказать , что можно делать в определенном месте , а что нельзя.

Игра «Умный кубик»

Цель : «Активизация и обогащение словаря существительных»

Материалы : кубики, на каждой из граней которых изображены предметы в соответствии с лексической темой .

Инструкция : «Аккуратно брось кубик и расскажи, какая картинка выпала»

Ход выполнения задания : Педагог предлагает детям по очереди бросать кубик, называя при этом картинку, которая выпала.

Игра «Образуй слово»

Цель : «Научить детей правильно образовывать слова»

Материалы : картинки для индивидуальной и подгрупповой работы.

Инструкция : «Назови, что изображено на картинке и подумай, из каких двух слов состоит название этой картинки»

Ход выполнения задания : Педагог показывает детям картинки с изображением самоката, ледокола, паровоза, самовара и др. и просит назвать, из каких слов они образованы – сам варит самовар, лед колит ледокол и т. д.

Игра «Кто что делает. Профессии»

Цель : «Активизация и обогащение словаря существительных, глаголов в творительном и предложном падежах »

Материалы : пазлы с изображением профессий и предметов , которые используются в этих профессиях.

Инструкция : «Составь правильно пазл»

Ход выполнения задания : Педагог предлагает детям собрать пазлы в соответствии с тем, какими предметами пользуется представитель данной профессии : врачу для работы нужны таблетки, уколы, микстуры и т. д.

Игра «Что лишнее»

Цель : «Активизация глагольного словаря с использованием падежных окончаний»

Материалы : картинки с изображением представителей разных профессий и предметов , нужных либо ненужных в данной профессии, пуговицы.

Инструкция : «Закрой пуговицей то, что ненужно для этой профессии»

Ход выполнения задания : Педагог предлагает детям разложить пуговицы на ненужные предметы , при этом проговаривая : «пожарный пользуется пожарной машиной, огнетушителем, пожарным щитом, а не пользуется штурвалом и подзорной трубой».

Игра «Найди гнома»

Цель : «Отработка правильного употребления предлогов »

Материалы : сюжетные картинки с изображением гнома в разных положениях.

Инструкция : «Расскажи, где находится гном»

Ход выполнения задания : Педагог, показывая картинки, просит детей рассказать, где находится гном : под листом, над листом, за грибом и т. д.

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними.

И в заключении представляем вашему вниманию фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей логопедической группы.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook