Стратегия социального развития: военное образование. Образование в годы великой отечественной войны

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!

1

В настоящее время российские Вооруженные силы находятся в стадии глубокого реформирования. Это диктует необходимость проведения соответствующих преобразований в системе подготовки военных кадров и военного образования. Изменение системы военного образования и реформирование принципов военного обучения происходит на практике под влиянием преимущественно кризисных состояний, когда традиционные методы регулирования этих процессов оказываются неэффективными.

Исходя из того, что система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и специальным требованиям, регулирования количества мобилизационного ресурса, в 2002 году Минобороны разработало, а Правительство утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Основной целью данной программы является создание оптимальной сети вузов, отвечающих потребностям военной организации и возможностям федерального бюджета.

Реформирование, то есть сокращение большинства военных факультетов и кафедр Министерство обороны, связывает с сокращением службы по призыву с двух до одного года и формированием необходимого мобилизационного резерва на случай особого периода или военной угрозы. Наиболее грамотной и подготовленной частью такого резерва должны стать юноши, получившие высшее образование в вузах без военных кафедр и за год службы по призыву освоившие воинскую специальность, которая (и это самый оптимальный вариант) сочеталась бы с их гражданской профессией.

Первые шаги реформирования военного обучения в гражданских вузах показали, что система дает сбои, потому что для ее работы нет предпосылок в области военного строительства, нет экономических и социальных оснований.

Судя по скудности информации о реформировании системы военного образования, которую Министерство обороны и Министерство образования преподносили общественности, судя по количеству руководящих документов, если они конечно не секретные, о реорганизации системы военного образования, судя по тому, как Министерство обороны тщательно скрывало список, оставляемых военных кафедр (ВК) и учебных военных центров (УВЦ) автор предполагает, что разработка теоретических и методологических основ концепции реформирования военного образования проводилась слабо.

Назревшие потребности общества в качественном изменении системы подготовки специалистов в военной области предполагают координацию позиций социологической теории военного образования с конкретно - социологическими исследованиями подготовки специалистов для армии. Также необходим диалектико - материалистический, структурно - функциональный и системно - исторический анализ проблемы.

В современных условиях военные кафедры ощущают нехватку студентов, желающих обучаться по новым программам и идти служить в армию после окончания ВУЗа. Также не ожидается и резкого увеличения конкурса в вузы, где сохранятся военные кафедры или будут созданы учебно-военные центры. Конкурс сейчас растет в вузах, где готовят хороших специалистов технических специальностей независимо от того, могут ли студенты параллельно высшему образованию получить офицерское звание. По данным исследования, проведенного в 2006 году на базе военно-социологической лаборатории БашГУ только 10 % юношей-абитуриентов целенаправленно выбирают институты, в которых есть военные кафедры.

Создаваемые на базе военных кафедр учебные военные центры ощутят эту нехватку абитуриентов в 2008 году. Идеалистические помыслы руководства Министерства обороны о том, что создаваемые учебные военные центры дадут дорогу «...парням из глубинки и воспитанникам кадетских корпусов и суворовских училищ» выглядят нелепо, особенно если взглянуть на опубликованные списки оставленных военных кафедр и создаваемых учебных военных центров. Обещанный отбор в учебные центры выпускников кадетских классов, детей военнослужащих, больше похож на блеф. Сейчас малообеспеченные семьи (к которым, к сожалению, можно без сомнений отнести и многих военных) вряд ли смогут бесплатно устроить своих чад в высшие учебные заведения, на которых будут военные кафедры - слишком большой конкурс будет. Ну, а что касается кадетских классов, то надо отметить, что 80-90% их выпускников по окончании школы и сейчас уходят от армии, поступая в ВУЗы или находя какие-то другие причины. А поступают в эти классы опять же в основном дети состоятельных родителей. Так, неужели родители таких чад, избавив их от срочной службы после школы, не найдут способа избавления от военной службы и после окончания ВУЗа?

Цитируя только вышеупомянутую фразу Начальника Главного управления кадров ВС РФ генерала армии Панкова, убеждаешься в том, что руководство ВС РФ само не верит, что такая реформа военного обучения привлечет в ВС РФ цвет и гордость российской молодежи.

По мнению автора, реформирование военного обучения в таких формах, как поддержка вузов с военными кафедрами и военно-учебными центрами высокими стипендиями от Министерства обороны и другими гарантиями - это явления политического процесса, результат которого известен изначально.

Опубликовав список ВУЗов, где остается военная кафедра, и, сказав однозначно, что студенты этих университетов служить не будут, руководство Министерства обороны показало «кто в доме хозяин». В Москве и Санкт - Петербурге создана «... оптимальная сеть вузов, отвечающих потребностям военной организации и возможностям федерального бюджета». Выпускники 12 ВУЗов Москвы и 6 ВУЗов Санкт - Петербурга, получая элитное образование совершенно официально получат освобождение от призыва. Складывается впечатление, что остальные ВУЗы Москвы и Санкт - Петербурга руководством Министерства обороны были включены в состав учебных военных центров. Просматривая список из оставленных 35 военных кафедр и 33 учебных военных центров складывается мнение, что некоторые учебные заведения остались «в списке исключительно благодаря энергичности ректоров, которые закрытие кафедр справедливо связывают с будущим понижением рейтинга вуза у абитуриентов». 1

Зная российские реалии, слабость законодательной базы и основываясь на собственном опыте, с трудом верится, что выпускники ВУЗов с ВУЦами решат, что подписанный контракт на обучение с последующей трехлетней службой обязателен к исполнению. По мнению автора, студенты столичных ВУЗов никак не захотят пойти в армию даже после заключения контракта на 3 года. Есть десятки способов уйти от этого. И они будут в Москве и Санкт-Петербурге заканчивать эти самые УВЦ как военные кафедры.

Одним из этапов реформирования военного обучения станет перевод офицеров - преподавателей на гражданские должности, что естественно приведет к оттоку военных профессионалов. В итоге обучать студентов будут люди, не имеющие профессионального военного образования.

Главными причинами сложившегося положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации военного образования с точки зрения его внутреннего содержания; слабая проработка вопросов заинтересованности студентов в обучении в вышеупомянутых учебных заведениях, слабая социальная, материальная и моральная защищенность военнослужащих государством, что в конечном итоге и является основной причиной отсутствия желания у студентов учиться на военной кафедре с последующей службой в войсках.

Обобщив всю информацию, можно выделить несколько основных проблем, без решения которых все попытки реформирования системы военного образования останутся не более чем декларативными заявлениями.

Субъективная профессиональная «близорукость» реформаторов военного образования, ведомственный монополизм и присущие ему информационно - коммуникативные ограничения не позволяют широко распространять применение антикризисных стратегий управления, что в конечном итоге приводит к отсутствию четкого системного подхода к организации военного образования с точки зрения его внутреннего содержания, слабой проработки нормативно - правовой базы проводимой реформы.

Снижен уровень военно-профессиональной подготовки выпускников, особенно их практических умений и навыков. Программы обучения выпускников военных кафедр рассчитаны на подготовку именно офицеров запаса, а не кадровых военнослужащих. В итоге офицеры - срочники не всегда соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Одним из факторов снижения качества подготовки офицеров запаса стало досрочное увольнение с военной службы преподавателей, имеющих ученые степени, в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры.

Не устранены изъяны в организационном и экономическом механизме управления системой военного образования, не оптимизированы расходы средств, выделяемых на подготовку офицеров запаса. В системе военного профессионального образования сложились такие материальные и социально-экономические условия воспроизводства, которые неадекватны потребностям Вооруженных Сил, всего российского общества и государства в достаточном количестве высококвалифицированных профессиональных командных кадров и специалистов.

Требует совершенствования правовое поле обучения и воспитания офицерских кадров, прохождения ими военной службы.

В современной России по целому ряду причин не снижаются масштабы досрочного увольнения молодых офицеров, а в военных вузах - отчисления курсантов в процессе учебы. Поэтому военно-учебные заведения не в состоянии компенсировать все возрастающую ежегодную убыль офицерских кадров.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношении. С одной стороны войскам требуется большое количество молодых офицеров, потребность порядка 15 тысяч офицеров запаса. С другой стороны сокращение военных училищ, прекращение набора и в перспективе прикрытие большинства военных кафедр и факультетов военного обучения создают дефицит первичных офицерских должностей.

Социальные условия, прописанные в реализации данной программы, на оставшихся военных кафедрах и вновь создаваемых на базе университетов учебных военных центров, не привлекают студентов ВУЗов.

Рассмотрев проблемы, возникшие на пути реформирования военного обучения, обобщив их, и сделав выводы, у автора возникают сомнения в целесообразности радикального сокращения военных кафедр и факультетов.

За последнее десятилетие коренным образом изменилась обстановка в войсках. Несовершенство Российского законодательства расширило перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы. Исследования показали, что до 30 процентов молодых офицеров в первый год после окончания военно-учебных заведений покидают ряды Вооруженных сил, используя полученные знания и навыки «на гражданке». Счетная палата РФ определила финансовые потери государства в размере 16 млрд. рублей. Такая сумма, сопоставима с объемом средств, выделяемых на реализацию федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». При существующих масштабах досрочного увольнения офицеров военно-учебные заведения будут не в состоянии полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах.

Это приводит к тому, что даже в частях постоянной боевой готовности более 80 процентов первичных офицерских должностей укомплектованы выпускниками военных кафедр при гражданских вузах, призванными на военную службу на 24 месяца.

Вопросы вооруженной защиты государства на всех этапах исторического развития были и остаются непременным атрибутом обеспечения его безопасности. Решающую роль при этом играют возможности по развер тыванию армии до штатов военного времени, которые, в свою очередь, решающей мере зависят от источников накопления офицеров запаса. Основным из них является подготовка военных специалистов на военных кафедрах и факультетах государственных учреждений высшего профессионального образования.

Не стоит забывать, что мобилизационный ресурс имеет естественную убыль. В современных условиях, когда интенсивное развитие всех областей знаний, военной науки, современных технологий, средств и способов вооруженной борьбы требует от призываемого офицера определенного объема знаний и навыков, когда переподготовка офицеров запаса практически забыта, нельзя полностью опираться на старшее поколение мобилизационного ресурса, которое уже, наверное, забыло с какой стороны держать автомат.

Снижение уровня военно-профессиональной подготовки выпускников ВУЗов, особенно их практических умений и навыков присутствует у большинства выпускников военных кафедр и факультетов. Но с этим аргументом можно поспорить. Результаты обработки полученных исследований, в которых участвовали только кадровые офицеры первых двух лет службы в войсках и выпускники военных кафедр гражданских вузов, показывают, что общетеоретическая и техническая подготовка бывших студентов выше, как в начале службы, так и в ее процессе, в отличии от выпускников военных вузов, а вот общевойсковая и специальная подготовка, командные, методические и практические навыки, умение работать с подчиненными являются слабым местом для офицеров запаса на начальном периоде вступления в должность, но уже через год-полтора эти уровни выравниваются.

Современное состояние у большинства военных кафедр учебно-материальной базы не может удовлетворять современным требованиям подготовки офицеров запаса. Она просто технически и морально устарела. Но здесь нет вины военных кафедр. Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений по подготовке офицеров запаса, оснащение их современным оборудованием, приборами и материалами для обеспечения повышения качества учебного процесса и поддержки вузовской науки должно осуществляться заказчиком, то есть Министерством обороны.

Существенное влияние на качество подготовки студентов оказывает соответствующий научный уровень, подготовленность и компетентность руководящего и преподавательского состава. Так, в 2003 учебном году менее половины учебных заведений, готовящих офицеров запаса, имели укомплектованность преподавательских должностей учеными в соответствии с уровнем государственной аккредитации. Можно констатировать, что реализуемые в Минобороны отдельные меры по поддержке преподавательского корпуса, сохранению научного потенциала вузов к коренному перелому негативных тенденций пока не привели.

Наряду с эффективностью и качеством подготовки специалистов в ВУЗах, необходимо учитывать стоимость образования. Особую актуальность эта проблема получила в период реформирования и перестройки гражданской и военной школ. В условиях преобразования ВС РФ, дефицита финансовых и иных средств на развитие военного образования система военного обучения нуждается в реформировании. Его предстоит привести в соответствие с реалиями военной организации государства и адаптировать к современным стандартам российской высшей школы, но не такими радикальными и необдуманными методами, которые осуществляются сейчас. Условия, когда военные факультеты и военные кафедры еще продолжают работу, заканчивая обучение студентов, позволяют провести эти преобразования взвешенно и обдуманно.

Рассмотрев существующие проблемы реформирования военного обучения, стала очевидной невозможность сохранения прежнего количества военных факультетов и кафедр. При этом известно, что 54% россиян не одобряют решения Минобороны о сокращении числа военных кафедр. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады в 2005 году. Указывается, что за сокращение высказались только 28 % респондентов.

В этой обстановке автором предлагаются следующие пути решения данной проблемы. Из общего количества военных факультетов и кафедр нужно оставить те, которые действительно дают эксклюзивное военное образование. Остальные факультеты и кафедры, преподающие смежные специальности, например: военный юрист или лингвист, автомобилист, медик, строитель и т.д., нужно сократить.

Военные факультеты и кафедры в областных, краевых и республиканских городах можно объединить в учебные военные центры, для укрупнения учебно-материальной и полигонной базы, для оптимизации расходов и повышения качества обучения. Чрезвычайно остро стоит вопрос восстановления материально-технической базы военных факультетов и кафедр, которая больше десятилетия деградировала и пока еще не способна обеспечить необходимого уровня подготовки офицерских кадров.

В рамках реформирования Вооруженных сил и переходе на одногодичный призыв потребуется огромное количество учебных центров, способных за год подготовить из «рядового - необученного» настоящего защитника Родины. Центрами подготовки таких специалистов могли бы стать военные факультеты и кафедры или объединенные учебные центры на их основе.

При рассмотрении проблемы существования военных факультетов и кафедр мы, почему то зацикливаемся на подготовке офицеров запаса и не обращаем внимание на то, что армии нужны младшие специалисты (солдаты и сержанты) и специалисты среднего звена (прапорщики, мичманы). После окончания ВУЗа, где нет военной подготовки, студент пойдет в войска, и в силу полученного им образования, скорее всего, будет отправлен в школу младших специалистов или на курсы подготовки сержантов на полгода. А это потерянное время, ведь ему придется служить всего год и он не успеет применить полученные после его сержантской подготовки знания в полной мере. Этим вполне могут заняться военные кафедры и факультеты.

Целесообразно было бы создать единую государственную систему многоуровневой военной подготовки учащейся молодежи в сфере гражданского образования Российской Федерации, в которой обучение будет осущес твляться по преемственным и взаимосвязанным программам на всех уровнях образования.

Первый уровень - общее среднее образование - подготовка учащихся по основам военной службы, а также их военно-профессиональная ориентация. Второй уровень - сфера начального профессионального образования - подготовка младших военных специалистов по военно-учетным специальностям рядового, сержантского и старшинского состава для прохождения военной службы по призыву и по контракту. Третий уровень - среднее профессиональное образование - включает подготовку прапорщиков и мичманов по утвержденному для них перечню военно-учетных специальностей. Четвертый уровень - высшее профессиональное образование - подготовка офицеров запаса, а также офицерских кадров для прохождения ими службы по контракту.

По завершении военного обучения, прохождения учебного сбора или стажировки в войсках и окончании ВУЗа с вручением диплома представлять выпускников для присвоения воинских званий, соответствующих категорий: «сержант», «прапорщик» и «лейтенант». По мнению автора, тем самым будет решён вопрос стимулирования качественного усвоения программы военного обучения и многоуровневой подготовки военных специалистов.

Проведенные расчеты показывают, что потенциально, не уменьшая числа военных кафедр и факультетов военного обучения, а только за счет их усиления, имеется возможность компенсировать отсутствие других ныне существующих источников пополнения офицеров запаса. Перспективным источником пополнения офицерского корпуса может и должна стать гражданская высшая школа, возможности которой в этих целях сегодня практически не используются.

Библиографическая ссылка

Селуянов А.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2569 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Продолжаем знакомить читателей «Красной звезды» с составляющими стратегии социального развития Вооруженных Сил. Сегодня речь о совершенствовании системы профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.

Выход на новое качество военного образования - это не очередной лозунг, а объективная необходимость нормального функционирования Вооруженных Сил.
Применительно к военному образованию качество - это востребованность полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности военных кадров. Именно высокое качество образования призвано обеспечить его престижность и привлекательность, эффективное выполнение военнослужащими должностных обязанностей и перспективу их служебного роста. Необходимо существенно обновить содержание, организацию и методику обучения слушателей и курсантов. Здесь целесообразно построить работу по следующим направлениям:
первое - разработка модели будущего военного специалиста. Иными словами, заказчики военных кадров должны определиться, какие военно-профессиональные качества необходимо сформировать в военно-учебном заведении, чтобы они позволили выпускнику успешно выполнять обязанности по должностному предназначению;
второе - обеспечение опережающего характера военного образования. Поступившему сегодня в военно-учебное заведение важно быть готовым к тем изменениям, которые произойдут в Вооруженных Силах через 4-5 лет;
третье - введение компетентностного подхода в подготовке слушателей и курсантов.
Сегодня традиционная подготовка специалиста сводится к усвоению более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков. Компетентностный подход предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры того, что выпускник будет знать и уметь «на выходе».
четвертое направление - переход в методике обучения от передачи учебного материала преподавателем обучающемуся к их совместной работе по овладению новыми знаниям, умениями и навыками.
Работа по каждому из этих направлений уже организована и проводится. При этом учитывается, что в соответствии с федеральным законодательством высшая школа России переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие двухуровневую структуру высшего профессионального образования, включающую бакалавриат и специалитет или магистратуру.
В связи с этим предлагается следующий порядок вхождения военного образования в новую структуру:
по программам бакалавриата готовить офицеров преимущественно командного профиля для замещения первичных должностей с перспективой выдвижения до заместителя командира батальона. Срок обучения 4 года;
по программам специалитета готовить офицеров командно-инженерного и инженерного профиля для замещения первичных и последующих должностей, связанных с эксплуатацией высокотехнологичных вооружений и военной техники. Срок обучения 5 лет;
программы магистратуры реализовывать при подготовке офицеров оперативно-тактического и оперативно-стратегического звена. Срок обучения 2 года.
Новые федеральные госстандарты позволяют при сохранении фундаментальности образования установить оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, а также обеспечить необходимую военно-профессиональную составляющую в подготовке офицеров.
Ключевая фигура в обучении и воспитании слушателей и курсантов - преподаватель. Вместе с тем отбор офицеров на профессорско-преподавательские должности осуществляется в ряде случаев по остаточному принципу, в их подготовке и повышении квалификации много формализма. В вузах увеличивается доля «слабых» педагогов, налицо процесс старения преподавательского состава. Рост уровня укомплектованности вузов учеными не приводит к повышению военно-профессиональной подготовки выпускников.
Чтобы решить эти проблемы, предлагается:
1) изменение системы отбора офицеров на преподавательские должности, их периодической и внеплановой аттестации;
2) совершенствование педагогического мастерства преподавателей;
3) повышение эффективности системы послевузовского и дополнительного профессионального образования;
4) поиск и внедрение новых форм адресной поддержки лучших преподавателей, стимулирования их научной работы и на фоне этого повышения требовательности к ним.
В числе приоритетных задач:
* введение ротации офицеров с преподавательских должностей на командно-штабные должности в войска и наоборот;
* создание в системообразующих вузах постоянно действующих центров новых педагогических технологий, обеспечивающих не только сбор, обобщение и распространение передового педагогического опыта, но и осуществляющих обучение преподавателей;
* внедрение в педагогическую практику методов игротехники и «мозгового штурма», тренингов и деловых игр, лекций и семинаров-дискуссий, а также других видов занятий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
* проведение ежегодного конкурса среди военно-учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы;
* повышение востребованности результатов вузовских научных исследований в практике войск и сил флота, в развитии военного образования.
Прогноз демографической ситуации в стране на ближайшую перспективу показывает, что военно-учебные заведения могут столкнуться с определенными трудностями в комплектовании первых курсов. Это требует совершенствования системы военно-профессиональной ориентации и отбора кандидатов на учебу. Стратегическим планом в этой части предусмотрен ряд мер. Основные из них:
* вовлечение в сферу военно-профессиональной ориентации общеобразовательных учреждений, муниципальных кадетских школ и школ-интернатов;
* совершенствование методик профессионального психологического отбора и их унификация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих специалистов;
* создание единого координационного центра по военно-профессиональной ориентации в Вооруженных Силах, в задачи которого будут входить контроль, научно-методическое руководство мероприятиями военно-профессиональной ориентации, а также непосредственная реализация мероприятий по повышению привлекательности военной службы в целом.
Данный комплекс мероприятий позволит в обозримом будущем довести конкурс в военно-учебные заведения до 3 человек на одно место. В результате можно будет «поштучно» отбирать на учебу наиболее достойных кандидатов с высокой степенью мотивации на овладение профессией офицера.
Целесообразно также возложить ответственность за комплектование первых курсов на руководителей, в интересах которых осуществляется подготовка офицеров. Сегодня они располагают гораздо большими по сравнению с начальниками вузов возможностями, чтобы влиять на этот процесс и обеспечивать качественный состав обучающихся.
Важным фактором повышения качества образования является сеть военно-учебных заведений и состояние их учебно-материальной базы. Несмотря на ряд мер по сокращению и реорганизации военно-учебных заведений, сеть вузов пока еще остается громоздкой, трудноуправляемой и высокозатратной. В результате работы, проведенной совместно с органами военного управления, определен и Президентом Российской Федерации одобрен перспективный облик сети вузов к 2013 году. Он включает 10 системообразующих вузов: три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и военный университет.
В качестве одного из примеров системообразующего вуза можно привести Военный учебно-научный центр Военно-морского флота. Центр создается на базе Военно-морской академии и будет объединять пять военно-морских институтов; Высшие специальные офицерские классы как учреждение дополнительного профессионального образования, учреждения начального и среднего профессионального образования (подготовка военнослужащих-контрактников и гражданских специалистов для вспомогательного флота); учреждения довузовской военной подготовки - Нахимовское военно-морское училище и Морской кадетский корпус; три научно-исследовательских института. Таким образом, впервые под единым руководством концентрируются подготовка, переподготовка и повышение квалификации практически всех специалистов для Военно-морского флота, а также объединяются усилия научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений. Для размещения центра в г. Кронштадте планируется создание современной учебно-материальной базы и всей необходимой инфраструктуры.
Одновременно с оптимизацией сети военно-учебных заведений предстоит решить вопрос совершенствования их учебно-материальной базы. Это планируется осуществлять комплексно по следующим направлениям:
* переработка норм снабжения вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием и другим военно-техническим имуществом;
* поставка в вузы нового вооружения и военной техники из первых серийных образцов, а также тренажеров к ним, современного лабораторного оборудования, технических средств обучения, вычислительной техники, типографского оборудования;
* оснащение полевой учебной базы объектами и комплексами боевой подготовки, полигонным оборудованием, средствами связи, управления и контроля, соответствующими требованиям войск и сил флота.
Основные усилия и финансовые средства будут сосредоточены на создаваемых системообразующих вузах.
К 2020 году все военно-учебные заведения должны быть обеспечены элементами учебно-материальной базы, отвечающими современным требованиям.
Говоря о качестве образования, нельзя забывать, что процесс получения новых знаний, умений и навыков должен осуществляться постоянно, на протяжении всей службы военнослужащего. Иными словами, речь идет о непрерывном военном образовании. Система непрерывного военного образования включает сеть образовательных учреждений различных уровней, обучение в которых обязан последовательно проходить каждый военнослужащий. Это позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям прохождения военной службы, осваивать новые образцы вооружения и военной техники, получать другие необходимые знания. Вместе с тем, как показывает анализ, сегодня ее потенциал в полном объеме не используется. Основные причины этого таковы:
1) отсутствие преемственности образовательных программ на всех ступенях непрерывного военного образования. Зачастую их содержание оторвано от реальных потребностей войск;
2) регулярное повышение квалификации не стало потребностью для военнослужащих и обязанностью их командиров и начальников;
3) повышение квалификации не является обязательной нормой в карьерном росте военнослужащих.
Стратегическим планом предусмотрен ряд мероприятий по разрешению перечисленных выше проблем:
* использование потенциала системообразующих вузов для реализации принципа непрерывности военного образования, в том числе путем включения в их состав учреждений дополнительного профессионального образования;
* разработка преемственных образовательных программ на всех этапах подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих;
* законодательное установление периодичности прохождения переподготовки и повышения квалификации военнослужащих - не реже одного раза в три года, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих;
* приобретение актуальных компетенций должно стать нормой перед каждым назначением военнослужащего на новую должность.
Совершенствуя систему военного образования, необходимо обеспечить его доступность и привлекательность.
Доступность образования определяется тремя основными факторами: юридическим, финансовым и территориальным.
Что касается первых двух факторов, то действующее законодательство предоставляет самые широкие права всем категориям военнослужащих и государственным гражданским служащим на бесплатное образование. Порядок его получения регламентирован нормативными актами Минобороны России.
Вместе с тем право на получение образования в ряде случаев ограничено территориальной удаленностью образовательных учреждений. В сложившихся условиях одно из направлений работы - широкое внедрение технологий дистанционного обучения. Это позволит военнослужащим без отрыва от службы получить новое или повысить уровень имеющегося образования, оперативно обновлять знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей, пройти переподготовку по гражданский специальности перед увольнением с военной службы и т.д. К организации дистанционного обучения могут привлекаться как военные, так и гражданские образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.
Меры, предусмотренные в целом Стратегией социального развития Вооруженных Сил на период до 2020 года, изменят к лучшему материальное положение военнослужащих, поднимут их социальный статус. Профессия офицера займет достойное место в ряду престижных сегодня специальностей, а обучение в военно-учебных заведениях станет привлекательным для молодежи.
Реализация представленного Стратегического плана создаст образовательную систему, отвечающую современным требованиям, гибко реагирующую на изменение условий функционирования, отвечающую принципам непрерывности, доступности, привлекательности и гарантирующую:
1. Достижение всеми военнослужащими и государственными гражданскими служащими полного соответствия квалификационным требованиям к занимаемой должности;
2. Удовлетворенность подавляющего большинства военнослужащих и государственных гражданских служащих качеством и доступностью образовательных услуг, а командиров и начальников - уровнем профессиональной подготовки подчиненных.
С целью организации более качественного и глубокого мониторинга за состоянием образовательной системы сформулирован ряд частных показателей, достижение этих показателей позволит войти в число лучших армий мира в сфере предоставления образовательных услуг.
Выполнение Стратегического плана предполагается осуществить в три этапа. Итогом первого этапа (2008 - 2012 гг.) станет формирование 10 системообразующих вузов, переход военно-учебных заведений на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Главная задача этапа - не допустить снижения уровня военно-профессиональной подготовки обучающихся в ходе организационных мероприятий, сохранить накопленный научно-педагогический потенциал.
На втором этапе (2013 - 2017 гг.) реализация комплекса мер по совершенствованию деятельности военно-учебных заведений повысит качество предоставляемых образовательных услуг и выведет военно-учебные заведения в число 50 лучших высших учебных заведений России;
В результате третьего этапа (2018 - 2020 гг.) будет осуществлен выход на конечные результаты, определенные Стратегическим планом. Качественные параметры системы военного образования достигнут показателей, сравнимых с пятью ведущими армиями мира.
Учитывая продолжительность реализации плана, предусмотрена возможность его корректировки на каждом из этапов. Спрогнозированы возможные риски и оптимальные пути их минимизации. Предусмотрено взаимодействие как с внутренними, так и с внешними стратегическими партнерами. Определены механизмы управления и мониторинга плана, контроля за достижением стратегической цели и задач. Для этого в органах военного управления созданы специальные рабочие группы.

Статья с графиками в формате pdf.

УДК 37 с
ББК 74.58

В статье рассмотрены основные проблемы высшего военного образования в России, проанализировано влияние военной реформы на военное образование и определены перспективы его развития.

Ключевые слова: военная реформа , Вооруженные Силы РФ , высшее военное образование .

Система военного образования является неотъемлемой составляющей военной организации и государства в целом. От нее в значительной степени зависит, насколько укомплектованы офицерами Вооруженные Силы РФ. Состояние их профес-сионального уровня и качества подготовки существенно влияют на боеготовность Вооруженных Сил.

На функционирование системы подготовки офицерских кадров, комплектования, нормативного правового регулирования прохождения военной службы данной категории военнослужащих значительное влияние оказывают изменения, проис-ходящие в последние пятнадцать лет в обществе, обусловленные распадом Союза, сокращение в связи с этим численности Вооруженных Сил, переход экономики страны к рыночным отношениям и другие события.

Высшему военному образованию присущи определенные проблемы. Они носят комплексный межотраслевой характер и вызваны рядом причин. Например, такие, как: несовершенно действующего законодательства, значительное снижение статуса офицера, сокращение расходов на содержание военных вузов, отсутствие должной координации в управлении военным образованием на межведомственном уровне и др.

Как результат - снижение качества подготовки офицеров, которое во многом обусловлено изменениями в социально-экономической сфере всего государства и армии в частности. За последнее десятилетие в результате снижения расходов федерального бюджета на оборону военным вузам выделялось не более 30-50 % текущих потребностей . Практически отсутствовало финансирование развития информатизации вузов, прекратилась модернизация учебно-материальной базы.

Другая не менее острая проблема - это рост некомплекта офицеров в войсках, особенно на первичных должностях. Военно-учебные заведения не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицерского состава.

Несоответствие производства военного образования современным требованиям Воору-женных Сил РФ и потребностей личности заставило заговорить о модернизации, реформировании системы военного образования.

Повышение эффективности функционирования системы военного образования отнесено Военной доктриной Российской Федерации к числу основных направлений развития военной организации государства. Исходя из этого, реформирование военного образования рассматривается как одно из важнейших направлений проводимой в стране военной реформы .

Вместе с тем военная реформа - это определенный момент или этап военного строи-тельства, который связан с радикальными изменениями внешних для армии условий, чаще всего геополитических и внутриполитических; с интересами не только военнослужащих, но и всего общества. .

В рамках проводимой военной реформы военное образование также претерпевает определенную модернизацию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года была утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», основная цель которой заключается в оптимизации структуры и содержания подготовки военных специалистов к выполнению предстоящих должностных обязанностей. Предлагается решить следующие задачи: создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку .

В октябре-декабре 2007 года автором был проведен социологический опрос профессорско-преподавательского состава вузов, готовящих офи-церские кадры для Вооруженных Сил РФ. В опросе приняли участие 25 вузов Приволжско-Уральского, Московского, Дальневосточного военных округов. Объем выборки - 385 респондента, в том числе 30 % преподавателей, доцентов 6,3 %, профессоров 2,5 %, начальников цикла 11,6 %, начальников учебных частей 5,6 %,начальников кафедр 35,6 %, начальников факультетов и их заместителей 3,8 %. Из всех опрошенных 39,2 % являются кандидатами наук, 4,6 % - доктора наук. Кроме того, в качестве экспертов выступили сотрудники главкоматов Министерства обороны РФ, занимающиеся вопросами военного образования.

Цель опроса - изучение проходящей в настоящее время реформы военного образования, так сказать, изнутри, глазами профессорско-преподавательского состава.

В нашем государстве отсутствует единая стратегия национальной безопасности. Вооруженные Силы потеряли ведущие позиции по обеспечению национальной безопасности, в сознании общества закрепились пацифистские идеи об отсутствии военной угрозы нашей стране. Если это никому не нужно, то это не может быть престижным. Определенный процент выпускников военных вузов отдают предпочтение службе в органах госбезопасности и правоохранительных структурах не только в связи с большим денежным довольствием, наличием неформальных возможностей, но и по причине более высокой общественной значимости данных видов милитаризированной службы по сравнению со службой в Вооруженных Силах РФ.

Существующая нормативно-правововая база, регулирующая функционирование системы военного образования не проработана так считают 44 % респондентов. Эксперты также отмечают недостаточную разработанность нормативно-правовой базы (мнение 100 % опрошенных).

В целом в период проводимой реформы реально увеличилось поступление денежных средств в учебные заведения, готовящие офицеров, по сравнению с периодом до 2003 года (50 % респондентов). По сравнению с недофинансированием в 90-е годы, налицо явное увеличение финансирования, но оно не обеспечивает реальное удовлетворение потребностей вузов, таких как обновление материально-технической базы, закупка новых тренажеров, приобретение новых наставлений и пособий.

Используются выделяемые на военное образование денежные средства по-прежнему не эффективно (55 % респондентов). Мнение экспертов разделилось: 50 % считают, что эффективность использования средств не изменилась, а 50 % затруднилось с ответом. О состоянии материально-технической базы и обеспеченности вузов средствами обучения свидетельствует таблица 1.

Обеспечение вузов современным оборудованием, литературой и образцами вооружения - процесс дорогостоящий и не может быть решен в одночасье, но продолжать готовить военных специалистов на устаревшей материальной базе, в то время когда в войска пошла новая техника, не то что не эффективно, не интересно для обучаемых, а просто, мягко говоря, не дальновидно.

Экономические трудности с недостаточным финансированием российская система образования преодолела в основном благодаря введению платных образовательных услуг населению. Система военного образования также могла бы решить часть своих проблем, если бы находила альтернативные источники финансирования. Определенные сдвиги в этом направлении происходят. Так 53 % опрошенных ответили, что их вуз оказывает платные образовательные услуги населению. Но доля внебюджетных поступлений не значительна в сравнении с государственными ассигнованиями и не может покрывать затраты на техническое перевооружение вузов, приобретение пособий и прочего. Данный источник поступления материальных средств необходимо использовать для решения проблем, связанных с мотивацией преподавательской деятельности и стимулированием научно-методической работы. Возможность самостоятельных заработков военных вузов необходимо оформить в виде нормативно-правового акта, где указать, какими именно видами платной деятельности может заниматься военный вуз, чтобы эта деятельность не противоречила современному законодательству и вопросам национальной безопасности. К тому же данный вид деятельности подстегнет к качественному развитию методик преподавания, в том числе использование информационных технологий.

Актуализировалась проблема подготовки в военных вузах специалистов двойного назначения. Сейчас в военных вузах выдают диплом, в котором указана как военная специальность, так и гражданская. При совпадении профиля гражданского и военного особых проблем не возникает (32,5 %). В некоторых случаях не хватает часов на гражданские предметы (мнение 21,8 % респондентов). Но в некоторых случаях подготовка специалистов идет с нехваткой часов на военные специальные предметы, так ответили 49,6 % респондентов. Таким образом, получается, что система военного образования признает тот факт, что ее выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь, и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.

То есть реально подготовить специалиста двойного назначения без ущерба для военной или гражданской составляющей удается редко. Значит,при несовпадении профилей обучения должен увеличиться срок учебы, что не находит отражения на практике. Да и срок обучения не может быть безграничным, к тому же затраты на обучение при несовпадении профилей значительно возрастают, поэтому во многих вузах присвоение гражданской специальности происходит формально. Сделано это чисто бюрократическим путем, т.е. Министерство обороны добилось от Министерства образования и науки признания общероссийского стандарта.

Получается, что система военного образования признает тот факт, что ее выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь, и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.

Главной причиной утечки кадров из Вооруженных Сил РФ являются, по мнению респондентов, слабые социальные гарантии (89 %), отсутствие одобрения со стороны общества (50 %). В настоящее время главным для военнослужащих становится материальное благополучие (69 %), решение проблем обеспечения жильем (50 %). Вызывает обеспокоенность среди профессорско-преподавательского состава слабая социальная защищенность всех категорий военнослужащих со стороны государства (59 %).

Значительное ослабление влияния культурных ценностей и недостаточная материальная составляющая в мотивации службы офицера делают результаты деятельности системы военного образования и государственного управления в этой отрасли образования в целом недостаточно эффективными.

Подводя итог проводимой в настоящее время реформы системы военного образования, можно утверждать, что значительная часть выпускников военных вузов и офицеров по-прежнему не желают связывать свою судьбу с армией на всю жизнь. Происходит перетекание кадров в те сферы деятельности, где не только лучше платят, но и есть уважение со стороны общества (ФСБ, МВД, МЧС и др.). То есть выпускники военных вузов востребованы в других министерствах и ведомствах, так что говорить о полной неспособности военной системы образования нецелесообразно.

Вместе с тем прослеживается ряд серьезных проблем. Техническое перевооружение вузов, готовящих офицерские кадры, оставляет желать лучшего. Явно высвечивается проблема использования в образовательном процессе информационных технологий обучения.

Главная проблема кроется в отсутствии четкой политики строительства Вооруженных Сил РФ и определение в ней места и значения системы военного образования.

Кроме того, причиной некомплекта офицерских должностей является остающийся низким социальный и материальный уровень всех категорий военнослужащих. Своим социальным и материальным положением озабочен и профессорско-преподавательский состав вузов, готовящий офицерские кадры. Наиболее квалифицированные кадры продолжают «вымываться» из системы военного образования. Государственных мер, направленных на закрепление и мотивацию научной и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, явно недостаточно.

Литература

  1. Гриднев Д.А. Государственное управление реформой военного образования // Социальные проблемы современного российского общества: региональный аспект: Материалы Всероссийской конференции «XVII Уральские социологические чтения» / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, Г.Е. Зборовского, В.Т. Шапко. Т. II. Екатеринбург, 2008.
  2. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. 2004. № 4.
  3. Лазукин В.Ф., Ботнев А.К. К вопросу о многоуровневой подготовке военных специалистов // Военная мысль. 2007. № 7.
  4. Шерпаев В.И. Военная политика современной России. - Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2007.

Bibliography

  1. Gridnev D.A. Public management of the military education reform // Social problems of the contemporary Russian society: regional aspect. Materials of the All-Russia conference «XVIIth Ural readings on sociology» / Editied by U.R. Vishnevsky, G.E. Zborovsky,
    V.T. Shapko. V. II. Ekaterinburg, 2008.
  2. Yevdokimov K.V., Berkin D.V. On improving the system of military education in Russia // Innovations in education. 2004. № 4.
  3. Lazukin V.F., Botnev A.K. On multi-level training of military experts // Military thought. 2007. № 7.

The development of the higher military education: problems and perspectives

The article considers main problems of the higher military education in Russia, the effect of the military reform on military education is analysed and its development perspectives are defined.

Key words:

В Государственной Думе РФ по инициативе фракции КПРФ и группы депутатов-членов Комитета ГД по обороне состоялось заседание круглого стола, посвященное вопросам законодательного обеспечения военного образования в России.

В ходе мероприятия была предметно рассмотрена тревожная ситуация, складывающаяся с подготовкой оперативно-командных кадров для ВВС и системы Воздушно-космической обороны (ВКО) страны.

В частности, были обсуждены последствия ликвидации всемирно известных академий ВВС им. Н.Е. Жуковского и им. Ю.А. Гагарина, а также академии ВКО им. Г.К. Жукова, находящейся в г.Твери.

Согласно Распоряжению Правительства № 609-р от 23 апреля 2012 г. академии им. Н.Е. Жуковского и им. Ю.А. Гагарина до 1 августа с.г. должны быть окончательно переведены в Воронеж, где делается попытка создать на базе училища тыла некую суперакадемию ВВС.

Аналогичным образом (путем слияния) планируется ликвидировать академию ВКО им. Г.К. Жукова, которую намереваются переместить в Санкт-Петербург, объединив с академией им.Можайского, занимавшейся подготовкой исключительно технических специалистов для космоса. В академии им.Можайского для подготовки офицеров ВКО нет ни учебно-материальной базы, ни квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Заключение участников заседания круглого стола по вопросам законодательного обеспечения военного образования в России

В ходе выступления экспертов было отмечено значительное изменение характера современных войн. Опыт интервенций НАТО против Югославии, Ирака, Афганистана и Ливии показывает, что основным методом ведения войны со стороны Североатлантического альянса является массированное использование средств воздушно-космических нападения (СКВН).

Исходя из характера и тенденций развития СВКН следует, что основные угрозы для безопасности России в войнах ХХI века будут исходить из воздушно-космической сферы. Воздушно-космическое пространство превращается в особый театр военных действий.

Для надёжного парирования подобных угроз необходима высокоэффективная и непреодолимая система ВКО страны, включающая в себя ВВС, войска РКО, ПВО, управления оперативно-стратегического уровня, всестороннего обеспечения и подготовки высококвалифицированных кадров.

Сейчас силы и средства ВКО России не способны с высокой эффективностью решить задачи прикрытия от ударов СВКН по стратегически важным объектам страны. В плане обеспечения безопасности России от угроз нового типа в апреле 2006 года была утверждена «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации до 2016 года».

Однако ее реализация сталкивается с рядом проблем. Одной из наиболее жгучих является фактическое разрушение сложившейся за многие десятилетия системы подготовки оперативно-командных кадров для ВВС и войск Воздушно-космической обороны России. «Реформа» системы обучения и подготовки кадров оперативно-тактического уровня ВКО снижает уровень боеготовности, грамотной эксплуатации и боевого применения сил и средств ВКО.

Это разрушение осуществляется путем слияния наиболее мощных учебных заведений ВВС и ВКО (академий ВВС им.Жуковского и Гагарина, академии ВКО им.Жукова) с военными ВУЗами, имеющими гораздо более слабую учебно-материальную базу и профессорско-преподавательский состав.

«Концепция воздушно-космической обороны» закрепила необходимость тесной интеграции сил и средств ВКО, что требует комплексной подготовки специалистов по организации совместных действий сил ПВО и ракетно-космической обороны (РКО).

Такую подготовку уже более 40 лет ведет Академия воздушно-космической обороны им. Г.К. Жукова. Это единственный военный ВУЗ, имеющий лицензию на подготовку офицеров с высшей оперативно-тактической подготовкой по специальностям «ПВО» и «РКО».

Ни в одном другом ВУЗе МО РФ совместная подготовка специалистов ПВО и РКО никогда не осуществлялась. Ни один другой военный ВУЗ такой учебно-материальной базы и научно-педагогического коллектива (более 300 кандидатов и докторов наук) для обучения офицеров ПВО и РКО не имеет.

Академия им. Жукова обладает уникальной системой из 36 современных взаимосвязанных учебных командных пунктов (КП) РКО и ПВО от тактического до оперативно-стратегического уровней. Большинство КП установлены стационарно, в учебном варианте, и транспортировка их невозможна. Общая стоимость системы КП - более 220 млн. рублей.

Только в Академии им. Жукова силами научно-педагогического состава разработаны, широко используются и подвергаются постоянной модернизации имитационные комплексы, позволяющие моделировать все процессы противоборства в воздушно-космическом пространстве («Алтек», «Спектр», «Кольчуга»). На их создание потребовались годы и затраты огромных интеллектуальных и материальных ресурсов. Аналогичных комплексов не имеет ни один ВУЗ Министерства обороны РФ.

При этом научно-методическое сопровождение обучения офицеров осуществляют 8 научно-исследовательских подразделений (темы - от разработки оперативно-стратегических проблем применения средств ВКО до экономического обоснования вопросов строительства воздушно-космической обороны).

Попытки организации такой подготовки, в частности, в ВКА им. А.Ф.Можайского оказались малоэффективны из-за отсутствия необходимой учебно-материальной базы и научно-педагогического состава. Подготовка специалистов по РКО в ВКА им. А.Ф Можайского ведется лишь около 3 лет несколькими бывшими преподавателями Тверской академии на основе ее же научно-методических материалов. Попытка «слияния» этих двух академий сопряжена не только с огромными материальными, но и временными затратами на формирование и становление научно-педагогических коллективов и научных школ.

Считаем необходимым радикально пересмотреть систему подготовки кадров оперативно-тактического уровня войск ВКО, признав ВА ВКО (г.Тверь) основным центром обучения квалифицированных специалистов родов и сил ВКО страны.

Участники круглого стола высказали также резкое несогласие с действиями Министерства обороны РФ, которое приказом от 23 апреля 2012 г. ведет дело к фактической ликвидацией Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

В Воронеже в принципе невозможно воссоздать материальную учебную и научно-исследовательскую базу Военно-инженерной академии им.Жуковского, создававшуюся десятилетиями (30 типов самолетов, 43 типа авиадвигателей, более 100 типов ракет, 4 тренажера и, особенно аэродинамическая, моторно-испытательная базы и баротир, уникальная кафедра АСУ, полигон). К примеру, чтобы вывезти аэродинамическую базу нужно сначала разрушить здание, в котором она находится. Моторно-испытательную базу также перевезти в Воронеж практически невозможно. Баротир позволяет исследовать эффективность средств поражения в условиях космоса. Будет ликвидирована колоссальная научная библиотека.

Эта уникальная база подвергается уничтожению и разграблению. Это означает тяжелейший удар по инновационным проектам в области военной и гражданской авиации, ибо «Жуковка» всегда была не только учебным, но и мощным научно-исследовательским ВУЗом.

Невозможно механически перенести в Воронеж и уникальный научно-педагогические коллективы академий им.Жуковского и Гагарина. В академии им.Жуковского имеется 30 научных школ, в том числе 15 имеющих мировой приоритет. Даже на сегодняшний день после многочисленных сокращений в академии им.Жуковского имеется 75 докторов и 130 кандидатов наук. Между тем, в Воронеж не поехал практически никто из постоянного профессорско-преподавательского состава. академии им.Жуковского (Москва). 46 человек из 65 уехавших в Воронеж из академии им.Гагарина (Монино) - адъюнкты, которым для достижения высокого уровня понадобятся годы.

В ходе «реорганизации» в академии им.Жуковского будет ликвидировано 5 «докторских» советов по 17 специальностям. Дело идет к ликвидации научных школ, сформированных за многие десятки лет, будет убита питательная среда для подготовки научно-педагогической составляющей ВВС, выращивания руководителей стратегического уровня. В ВВС не будет базового научного учреждения, без которого военная авиация не сможет развиваться и эффективно использоваться как наиболее наукоемкая компонента Вооруженных сил РФ.

Неприемлемыми и непрофессиональными являются утверждения чиновников МО РФ о моральном и физическом устаревании учебно-материальной базы академий и их научно-педагогических коллективов. Эта позиция противоречит итогам лицензирования и аккредитации академии в 2010 г.

Механическое «поглощение» всемирно известных академий «новоделом» в виде Воронежского университета ВВС приведет к резкому снижению качества подготовки оперативно-командного и инженерного состава ВВС. Это неизбежно отразится на снижении эффективности управления и боевого применения ВВС, на безопасности полетов, приведет к угасанию инженерной науки ВВС.

Руководство России признает, что основную угрозу для нашей страны представляют ВКСН. Однако в области военного образования систематически подрываются именно основы ВКО. Если ликвидация академий Жуковского и Гагарина ведет к резкому снижению качества подготовки инженерного и оперативно-командного звена ВВС, то уничтожение Академии им Жукова ведет к столь же опасному снижению подготовки офицеров ПВО и РКО России.

Нарастает тяжелейшая угроза национальной безопасности России.

Считаем необходимым довести нашу обеспокоенность до высшего руководства страны, Вооруженных сил Российской Федерации, Следственного Комитета РФ, чтобы не допустить окончательного уничтожения огромного научного потенциала и систем академического образования в сфере подготовки командных кадров Воздушно-космической обороны России.

В заседании приняли участие ведущие эксперты - военачальники, возглавлявшие до недавнего времени системы ВКО и ВВС:

- генерал-полковник Хюпенен А.И.

- генерал-полковник Чельцов Б.Ф.

- генерал-полковник Соловьев Ю.В.

- генерал-лейтенант Горьков А.Ю.

- генерал-лейтенант Курушкин С.М.

- генерал-лейтенант, профессор, доктор военных наук Махнин В.Л.

- генерал-лейтенант, профессор, доктор военных наук Найденов И.Н.

- генерал-лейтенант Чубенко Ю.Т.

- генерал-майор, профессор, доктор технических наук Конуркин В.А.

- генерал-майор Рогов Е.О.

- генерал-майор, профессор, кандидат технических наук Марков В.К.

- профессор, доктор технических наук, полковник Бачкало Б.И.

- профессор, доктор технических наук, полковник Ветошкин В.М.

- доцент, кандидат военных наук, полковник Коломиец В.Н.

- доцент, кандидат технических наук, полковник Куницын И.В.

- доцент, кандидат технических наук полковник Фомкин Б.А.

- полковник Герасимов В.А.

- полковник Криницкий Ю.В.

- полковник, доцент, кандидат технических наук Лялюк И.Н.

- полковник Покладов С.И.

Для участия в круглом столе была приглашена директор Департамента образования Министерства обороны РФ Е.Г. Приезжева. После подтверждения ее участия в заседании, она, однако, в Государственной Думе не появилась.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook