Презентация на тему "Морфологические нормы (образование форм слова)". Презентация - морфологические нормы Задания по морфологическим нормам презентация

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.

При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

Род неизменяемых имен

1. Неодушевлённые

2. Одушевлённые

3. Обозначающие животных, птиц

4. Географические наименования, названия печатных изданий

5. Аббревиатуры

Средний род

Пальто, кашне,

Исключения:

такси, эскимо

1) мужской род: хинди, эсперанто,

сирокко, торнадо, сулугуни, евро.

2) женский род: кольраби, салями,

Род сущ., обозначающих леди, пани, мадам и

авеню и др.

лицо, соотносится с

др. - ж. р.;

жюри – среднего рода;

п о л о м данного лица

рефери, портье и др. протеже, замдекана, зампредседателя,

завполиклиникой, завотделом и т. п. –

Мужской род

пони, ш и м п а н з е,

мужского и женского рода.

Если подчёркивается, что речь идет об

фламинго;

особи женского пола, данные слова

исключения: иваси, употребляются как сущ. женского рода:

цеце и др. - ж. р.

Молодая ш и м п а н зе, очень заботилась

о своём детёныше.

Определяется по роду

Тбилиси (город) –

того нарицательного

м.р., Капри

сущ., с которым

(остров) – м.р.,

соотносится данное

Миссисипи (река)

название

– ж.р., «Таймс»

(газета) – ж.р.

Обычно определяется

Это правило не касается изменяемых

по роду опорного

(университет) –

аббревиатур, род которых

м.р. АТС

определяется не по опорному слову, а

(станция) – ж.р.

по характеру основы и окончанию

Им.п. ед.ч.: вуз (в вузе, вузом) – м.р.,

загс (у загса) – м.р.

Род сложных существительных,

пишущихся через дефис

Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

а) по первой части, если изменяются обе части:

автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р.,

б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение

(ср. р.), альфа-частица (ж. р.).

В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-

палатка, к плащпалатке, с плащ-палаткой; вакуум

охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос - голос а ,

ве ксель – векселя .

2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: апт е карь - аптекар и , библиот е карь -

библиотекари , компью тер - компьютеры , инжене р - инженеры . Исключения: рукав - рукава , ме сяц - месяцы.

3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёр ы ,

шофёр - шофёры , режиссёр - режиссёры , дирижёр - дирижёры и др.

Это слова французского происхождения.

4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлектор ы , детектор ы ,

рефрижераторы , конденсаторы

5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а: доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а ,

выбора , договора , приговора , должностя , шофера , почерка , крема , супа

и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

множественного числа имен существительных

6) Различие в значение слов

В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова:

образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др.

7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

бункеры - бункера годы - года

инструкторы - инструктора клапаны - клапана (технический термин) кители - кителя прожекторы - прожектора

секторы – сектора, цехи - цеха

имен существительных

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание:

ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков.

2. Названия национальностей подчиняются следующим

правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан,

армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение:

турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют

следующих окончаний:

10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов:

Родительный падеж множественного числа

имен существительных

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей.

Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.

3 . Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

Имя прилагательное

Недопустимо соединение в одной конструкции простой и

сложной форм сравнительной степени:

Мой брат более старше меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя

употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:

Он более способный и умнее меня.

От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня.

Местоимение

Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.

Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор

б) дремет, сыпет, трепаешь,

2. Неправильное

образование форм

настоящего времени

разноспрягаемых глаголов

З. Неправильное

замерзнул

образование форм

охрипнули

прошедшего времени глаголов

с суффиксом -ну-

утихнула

4. Неправильное образование

лечь - ляжь

испечь - испечите

форм повелительного

наклонения глаголов

Правильный

Литературная норма:

а) колышет, машу, плещется, полощет; б) дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

Литературная норма:

Лечь - ляг испечь - испеките

Слайд 1

Подготовка К ЕГЭ
Морфологические нормы

Слайд 2

Морфологические нормы. Что это такое?
Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни:
Правильно: бухгалтеры слезай красивее три студентки
Неправильно: бухгалтера слазь красивше или более красивее трое студенток

Слайд 3

Типология заданий
Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лягте на пол; 2) самый красивейший; 3) пара носков; 4) пятисот лет.

Слайд 4

Следует повторить следующие темы:
I. Род имен существительных. II. Формообразование имен существительных и прилагательных. III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных. IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.

Слайд 5

самостоятельные
служебные
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие
Предлог Частица Союз
Морфологические нормы. Части речи.
Каждая часть речи имеет определённый набор грамматических форм и грамматических категорий. Поэтому, чтобы правильно образовать нужную форму слова, необходимо установить его принадлежность к части речи.

Слайд 6

Особенности употребления имён существительных
Употребление форм рода
Все существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: дом, страна, село. Трудности при определении рода имён существительных возникают при определении рода таких существительных, как толь, тюль, шампунь; при определении рода несклоняемых существительных (собственных и нарицательных); при определении рода существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии, должности.

Слайд 7

Род несклоняемых существитель- ных иноязычного происхождения
К мужскому роду относятся существительные, являющиеся: наименованием лиц мужского пола: атташе, кутюрье, денди; названиями животных: пони, кенгуру, шимпанзе, исключения: цеце (ж.р.), колибри (ж.р.): существительное кофе. К женскому роду относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола: леди, мадам, фрау. К среднему роду относятся: существительные-названия предметов: пальто, кино, меню, такси.

Слайд 8

Род имён существительных
Род имён собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию: Тбилиси (город) – м.р., Миссисипи (река) – ж.р., Онтарио (озеро) – ср.р. Род сложносокращённых слов определяется по роду ведущего слова: РОО – районный отдел образования (м.р.). Род имён существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии: менеджер Елисеев – менеджер Елисеева; певец-певица, студент-студентка; секретарь Иванова, инженер Родионова.

Слайд 9

Употребление форм числа имён существительных
Большинство существительных в русском языке способно иметь формы единственного и множественного числа: стол – столы. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, имеют окончания –И(-Ы): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных в именительном падеже множественного числа оканчивается на ударное –А (-Я): дома, вечера.

Слайд 10

Запомните
Окончание -Ы (-И) имеют слова:
аптекари лекари ораторы сваты
библиотекари инструкторы приговоры секторы
бункеры кондукторы рапорты слесари
бухгалтеры конструкторы ревизоры торты
выборы консулы редакторы фронты
договоры лекторы режиссёры шофёры
инженеры офицеры ректоры штурманы

Слайд 11

Запомните
Окончание -А (-Я) имеют слова:
адреса (но во веки веков) директора жемчуга
бока векселя доктора жернова
века мастера желоба сторожа
катера номера паспорта тенора
кителя округа повара фельдшера
колокола ордера погреба хутора
корма отпуска поезда шелка
кузова паруса профессора закрома
купола сорта штемпеля

Слайд 12

Употребление падежных форм имён существительных
Пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Пара носков
Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов.
Несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген. Несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров.
Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган. Жить среди бедуинов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, узбеков, якутов.
Отряд гусар, драгун, партизан, солдат. Отряд гардемаринов, минёров, сапёров.
Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных
Существительные мужского рода

Слайд 13

Существительные женского рода
Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь, туфель
Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей (но игра стоит свеч)
Существительные среднего рода
нет блюдец, полотенец, яблок
нет коленей
Существительные, которые употребляются только во множественном числе
нет нападок, потёмок, будней, заморозков
нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей

Слайд 14

Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
Особенности употребления имён прилагательных

Слайд 15

Простая форма
Сложная (составная) форма
Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше.
Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий.
Способы образования сравнительной степени прилагательных

Слайд 16

Простая форма
Сложная (составная) форма
Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший
Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее
Превосходная степень

Слайд 17

Следует помнить
Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: более интереснее, самый строжайший, более хуже. Исключением является несколько конструкций, закрепивших сочетание слова самый с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим (образом). Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Слайд 18

Склонение количественных числительных и употребление собирательных числительных
Особенности употребления имён числительных

Слайд 19

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который?
Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро)
Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

4. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят
падеж 7495
И.п Семь тысяч четыреста девяносто пять
Р.п. Семи тысяч четырёхсот девяноста пяти
Д.п. Семи тысячам четырёмстам девяноста пяти
В.п. Семь тысяч четыреста девяносто пять
Т.п. Семью тысячами четырьмястами девяноста пятью
П.п. О семи тысячах четырёхстах девяноста пяти

Слайд 23

5. Числительные полтора, полтораста имеют две падежные формы – полтора, полтораста и полутора, полутораста.
6. Порядковые числительные склоняются, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон, пятое место. В составных порядковых числительных склоняется только последнее числительное
падеж 1912 год
И.п. Тысяча девятьсот двенадцатый год
Р.п. Тысяча девятьсот двенадцатого года
Д.п. Тысяча девятьсот двенадцатому году
В.п. Тысяча девятьсот двенадцатый год
Т.п. Тысяча девятьсот двенадцатым годом
П.п. (О) Тысяча девятьсот двенадцатом годе

Слайд 24

Следует запомнить
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря, восьмым марта.

Cлайд 1

УРОК- презентация С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка». Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории слайд №1

Cлайд 2

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов слайд №1

Cлайд 3

Важнейшие качества хорошей речи Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность слайд №2

Cлайд 4

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка слайд №3

Cлайд 5

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка слайд №4

Cлайд 6

Языковые нормы речи Орфоэпические Нормы словообразования Морфологические Синтаксические Лексические Стилистические Орфографические Пунктуационные слайд №5

Cлайд 7

Cлайд 8

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи. формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных; разграничение функциональных омонимов. слайд №7

Cлайд 9

Эпиграфы урока Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев. слайд №9

Cлайд 10

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения. слайд №10 1группа Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями 2группа Пони,шимпанзе, цеце, какаду, иваси 3группа Мисс, фрейлейн, денди, леди,кутюрье 4группа Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби 5группа СНГ,ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ 6группа Луна-парк, плащ-палатка,женщина-посол

Cлайд 11

Группа 1. слайд №11 слова род определение Кашне Средний Шелковое Кимоно Средний Яркое Торнадо Мужской Разрушительный Хинди Мужской Трудный Салями Женский Вкусная

Cлайд 12

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие. слайд №12

Cлайд 13

Группа 2 слайд №13 слова род определение Пони Мужской Ласковый Шимпанзе Мужской Огромный Цеце Женский Редкая Какаду Мужской Яркий Иваси Женский Вкусная

Cлайд 14

2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба). слайд №14

Cлайд 15

Группа 3 слайд №15 слово род определение Мисс Женский Юная Фрейлейн Женский Очаровательная Денди Мужской Чопорный Леди Женский Старая Кутюрье Общего рода Известный

Cлайд 16

3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье. слайд №16

Cлайд 17

Группа 4 слайд №1 слово род определение Онтарио Средний Знаменитое «Таймс» Женский Ежедневная Сухуми Мужской Солнечный Конго Женский Полноводная Гоби Женский Безжизненная

Cлайд 18

4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.) слайд №1

Cлайд 19

Группа 5 слайд №1 слово род Глагол СНГ Средний Образовано ООН Женский Заявила МГУ Мужской Объявил ГЭС Женский Запущена ФСБ Женский Предупредила

Cлайд 20

Группа 6 слайд №1 слово род определение Луна-парк Мужской Интересный Плащ-палатка Женский Брезентовая Женщина-посол Женский Красивая

Cлайд 21

5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам: Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.); Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.). слайд №1

Cлайд 22

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями; б) не прекословьте; в) эта ткань более светлее; г) килограмм помидоров. 2. а) к две тысячи восьмом году; б) положьте на полку; в) много вишен; г) опытные шоферы. 3. а) несколько помидор; б) очень озяб; в) до две тысячи двадцать второго года; г) старые профессора. 4. а) у обоих девушек; б) свыше четырех тысяч метров; в) несколько юношей; г) попробую. 5. а) пара туфель; б)несколько полотенец; в)опытные доктора; г) около пятиста километров. 6. а)сильнейший борец; б)здоровые дёсна; в)сорока рублями; г)несколько цапель. слайд №1

Cлайд 23

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных слайд №1 Образование степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень Превосходная степень простая составная простая составная -Е, -ЕЕ -ЕЙ -ШЕ БОЛЕЕ МЕНЕЕ + исходная форма прилагательного -ЕЙШ- -АЙШ- САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ ВСЕГО ВСЕХ + исходная форма прилагательного

Cлайд 24

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

Cлайд 25

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов. слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение:солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или -ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯстоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯстоит согласная окончание твердое:басня-басен Сочетаемость собирательных числительных слайд №1 Собирательные числительныесочетаются Собирательныечислительныене сочетаются с сущ. м.р. и общего рода,называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот 1. с сущ., обозначающими лиц женского пола:две девушки, но нельзяговорить:двое девушек. 2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток 2. с сущ. м.р., называющих животных:двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат) 3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двоедетей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц. 4. с личными местоимениями:нас двое, их было пятеро. 5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц:вошли двое, трое неизвестных.

Cлайд 30

Использованная литература: А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010г А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009г Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008г Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г слайд №1

Слайд 1

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Готовимся к ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

Слайд 2

Образование падежных форм числительных:

Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Слайд 3

У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

Слайд 4

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

Слайд 5

Употребление собирательных числительных:

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Слайд 6

Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

Слайд 7

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Слайд 8

Слайд 9

Образование некоторых форм имен существительных:

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Слайд 10

Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 11

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Слайд 12

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

Слайд 14

Образование степеней сравнения наречий:

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Слайд 15

Образование некоторых глагольных форм:

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

Слайд 16

Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

Слайд 17

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

Слайд 18

Образование и употребление форм местоимений:

Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

Слайд 19

Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

Слайд 20

Слайд 21

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами

Понравилось? Лайкни нас на Facebook