Максим Дунаевский: биография и личная жизнь. Поучительная история композитора дунаевского Личная жизнь исаака дунаевского

В старой кинокомедии «Волга-Волга» махровый бюрократ Бывалов в очень смешном исполнении Игоря Ильинского строго спрашивает выстроенных в ряд маленьких девчушек: «Товарищи Дуни, немедленно признавайтесь, кто из вас написал эту песню!»

Кстати, как раз Дуня эту песню и написал. Именно Дуней звали друзья и коллеги замечательного композитора Исаака Осиповича Дунаевского, написавшего музыку к «Волге-Волге» и не только, подлинному мэтру легкого жанра в не слишком легкие советские времена. В конце нынешнего января Дунаевскому исполнилось бы 105 лет.

На заре туманной юности

Родился Дунаевский в небольшом украинском городке Лохвица. Позднее семья переехала в Харьков. Исаак Дунаевский, окончив консерваторию и проучившись недолго на юридическом факультете, все-таки отдал свое сердце, которому не хотелось покоя, музыке, отдал на всю жизнь. Он служил в Харьковском драматическом театре, где, как принято говорить, прошел путь от простого пианиста и скрипача до заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. Позднее работал в Симферополе, в театре им. М. Горького. Хотя служил здесь недолго, его портрет до сих пор на почетном месте в нашем академическом театре среди других знаменитых — Щепкина, Раневской, Названова, Царева.

Но все это было позднее, а на заре ХХ века маленьких Дунаевских в семье было пятеро, и все они в будущем стали музыкантами. Восьмилетний Исачок уже в ранние годы баловался нотами, причем, несмотря на нежный возраст, писал произведения, которые рвали душу печалью. «Тоска», «Слезы» — ничего себе названия. Обрыдаешься!

Интересно, что в будущем тоскливый не по годам ребенок превратился в самого оптимистичного композитора СССР. И совсем не случайно первый фильм, принесший ему всенародную славу, назывался «Веселые ребята».

«И тот, кто с песней по жизни шагает…»

Леонид Утесов, приглашенный в «Веселые ребята» на главную роль, сразу поставил условие: музыку к фильму пишет именно Дуня — только тогда он, Ледик, будет сниматься. Дунаевскому пришлось помучиться, его упрекали в плагиате, в подражании Голливуду и не только Голливуду — Западу в целом, но в результате работа над «Веселыми ребятами» вознесла композитора на Эверест не только в профессии, но и в общественной жизни. Тем более сразу вслед за «Веселыми ребятами» последовали «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и многое другое, столь же беспроигрышное. «Как много девушек хороших», «Легко на сердце от песни веселой», «Песенка водовоза» и «Песня о Волге», «Широка страна моя родная» и песенка Мэрион Диксон, которую исполняла, постукивая каблучками, готовящаяся взлететь из пушки в небо героиня Любови Орловой… Что ни музыкальный номер, то безоговорочный шлягер. Уберите из фильмов Григория Александрова музыку Дунаевского — и что останется?

Мы говорим, что Любовь Орлова никогда не стала бы любовью миллионов зрителей, если бы не режиссер Александров. Но она никогда не достигла бы такой славы и без композитора Дунаевского, ведь все ее героини в комедиях Александрова мало говорят, зато много поют, и под какую музыку поют!

А ведь Исаак Дунаевский — это и оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация», это музыка к знаменитому фильму Пырьева «Кубанские казаки». «Каким ты был, таким остался…» — помните эту песню, помните этот безудержный оптимизм и желание показать, как все хорошо и благополучно в Стране Советов. Говорят, лакировали действительность. Может, и лакировали, но делали это чертовски талантливо!

А «Дети капитана Гранта»! «Жил отважный капитан» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» остались с нами на десятилетия. Песни пропел ветер, но написал-то их именно Дунаевский. А главная музыкальная тема фильма по роману Жюля Верна оказалась не просто удачной, а универсальной: когда уже совершенно в другую эпоху режиссер Станислав Говорухин снимал современный сериал «В поисках капитана Гранта», он не решился заменить знаменитую музыку Дунаевского — оставил ее на прежнем месте, как символ, как талисман.

Дуня, Коба и «Песня о Сталине»

Многие до сих пор не могут простить Дунаевскому, что он якобы прославлял страшный сталинский режим. А по-моему, он просто помогал людям выжить в то непростое время, вселял в них оптимизм и передавал в музыке ту неистребимую радость, которая была в той странной эпохе, несмотря на ее жестокость.

Конечно, Дунаевский был по-своему придворным композитором, известным культурным и общественным деятелем, депутатом Верховного Совета РСФСР. Был увенчан званиями и наградами. Говорят, и «Веселые ребята» Сталину понравились, а в «Волгу-Волгу» Коба и вовсе был влюблен, смотрел фильм множество раз и все реплики Бывалова — Ильинского знал наизусть и смаковал во время просмотра.

Да, у Исаака Дунаевского была роскошная четырехкомнатная квартира в центре Ленинграда, и две Сталинские премии у него были, и личный рояль, и собственные телевизор с магнитофоном — тогда, когда их почти ни у кого не было. Ну и что? Главное, он писал талантливую музыку, музыку на века — за это можно все простить.

Конечно, его бросало из огня да в полымя. То он в статьях вдруг начинал упоенно критиковать упадочные, по его мнению, «Утомленные солнцем», «Джон Грэй», «У самовара я и моя Маша», говоря о том, что всю эту «халтуру» надо срочно заменить качественной советской легкой музыкой, — хотя сам писал музыку как раз совершенно в духе всех этих критикуемых им шлягеров. То вдруг в письмах признавался в том, как он почитает Сталина и какой это великий человек. Даже «Песню о Сталине» однажды сочинил. Вот только Коба не оценил душевной щедрости Дуни и заметил: «Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит…»

Да нет, любил, любил Иосифа Виссарионовича Исаак Осипович, любил, несмотря на то, что двоюродного брата композитора — Льва Дунаевского — осудили по «делу врачей», а угроза ареста висела и над самим музыкантом. И в космополитизме его обвиняли, но так, лениво. Так что проскочил Дуня. Ускользнул.

Дунаевский и женский вопрос

Очень высокий артист Николай Черкасов рассказывал, что зрители дружно смеялись, когда на творческих встречах рядом с ним, великаном, оказывался малыш Дунаевский. Может, кто-то и смеялся, но женщины были от Исаака Осиповича без ума, хотя писаным красавцем он не был. Среди его бесчисленных романов — многолетние страстные отношения с актрисой Лидией Смирновой, а также два параллельных брака, один — официальный, с «хореографиней» Зинаидой Судейкиной, другой — гражданский, тоже с «хореографиней» Зоей Пашковой. Любопытно, что Дунаевский так и не бросил ни одну из своих жен, в результате даже выхлопотал любовнице квартиру в композиторском кооперативе и дачу в Снегирях. Получилось как в одной его забавной песенке из фильма «Цирк»: «Весь век мы втроем все поем, все поем!». Эта запутанная ситуация, видимо, не мешала Исааку Осиповичу сочинять талантливую музыку, а может, даже и помогала.

От официального брака у него родился сын Евгений, а от неофициального — сын Максим, ставший талантливым композитором и написавший музыку к фильмам, за которую и папе было бы не стыдно. Максим Исаакович (отметивший, кстати, в нынешнем январе свое 60-летие) — это «Д"Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!» и так далее в том же замечательном духе. Интересно, что Максим был официально признан сыном и получил отчество отца только после смерти Исаака Осиповича. Неофициальная жена очень попросила, официальная не смогла отказать.

Сердечный приступ или самоубийство?

Дунаевский умер в июле 1955 года. В то утро проснулся рано, написал письмо и буквально через несколько минут скончался. Его обнаружил в квартире шофер, родные в этот момент были на даче. Официальный диагноз — «коронаросклероз и гипертрофия сердца».

Но в народе бурно ходили слухи о самоубийстве Дунаевского. Причиной якобы была неприятность, случившаяся со старшим сыном Евгением. Вроде бы его то ли посадили, то ли даже расстреляли — вот композитор этого и не пережил, наложил на себя руки. Многие верили в эту версию, тем более Евгения не было на похоронах отца.

Действительно, в то время случилась не очень красивая история — отмечая праздники, друзья Евгения Дунаевского то ли взяли, то ли выкрали у него ключи от машины, поехали кататься и сбили насмерть дочь бывшего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. Машина была оформлена на Е. Дунаевского, он проходил по делу, его исключили из ВГИКа. А потом он поступил в Суриковский институт, поехал на практику в Сибирь, и корабль, где находился Евгений с другими студентами, затерло во льдах. Вот и не смог он приехать на похороны отца, прибыл в Москву только через две недели после смерти Исаака Осиповича. В общем — хотите верьте, хотите нет. Но слухи о том, что Дунаевский-старший так расстроился, что застрелился, всю жизнь преследовали Дунаевского-младшего.

Творческое наследие Исаака Дунаевского — 11 оперетт, 3 балета, музыка к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен. Одну из них — «Широка страна моя родная» — можно смело назвать еще одним гимном СССР. То ли Дунаевский имел в виду какую-то другую счастливую страну, то ли ему действительно достаточно вольно дышалось на просторах странного образования — Союза Советских Социалистических Республик…

Звезду советского кино чуть не выгнали из института по вине отпрыска музыканта

Звезду советского кино чуть не выгнали из института по вине отпрыска музыканта

Татьяна КОНЮХОВА, сыгравшая яркие роли в фильмах «Карьера Димы Горина» и «Разные судьбы», была одной из самых ярких звезд советского кино. Она прожила долгую, непростую жизнь. Искала любовь, не раз обжигалась в отношениях с мужчинами и только с третьим мужем нашла женское счастье.

Я встретилась с Татьяной Конюховой в ее двухкомнатной квартире на Крылатских холмах. Актриса отмечает в этом году сразу три юбилея: свое 80-летие, 50-летие картины «Карьера Димы Горина» и 55-летие фильма «Разные судьбы». Госфильмофонд к этой дате сделал Татьяне Георгиевне подарок: картину «Разные судьбы» отреставрировали и напечатали новые копии.

Три месяца до и после дня рождения надо быть осторожной со здоровьем, - говорит Конюхова. - Встретила 50-летие, думала, все, и позволила себе выпить водочки с сестрой, так такое давление поднялось, что «скорую» пришлось вызывать, - жалуется актриса, но все же принесла из кухни бутылочку коньяка. Выпив, мы не заметили, как перешли от разговора о ролях к мужчинам, каждого из которых Конюхова вспоминает по-разному.

Наивный поцелуй

Первая любовь в жизни Татьяны Георгиевны осталась в памяти навсегда. Это был школьный роман, который закончился лишь поцелуем.

В школе был мальчик Артур Почаковский . Мы с подругой Людкой Тодоровской в него втрескались. Артуру нравилось, что мы вдвоем смотрим влюбленными глазами. Он долго не мог выбрать, но в 10-м классе начал ухаживать за мною. Первый и единственный раз поцеловал в губы, когда провожал домой после пасхальной ночи. Людку - в щеку, а меня в губы. Я куда-то полетела, почти сознание потеряла. Потом, увидев картину Шагала , поняла, что со мною произошло. Но мне не нравилось, что он раздумывал. Когда был бал выпускной, они танцевали вместе, а потом убежали. Поняла: целуются. Потом мы с родителями уехали в Прибалтику.

Мама не считала меня хорошенькой

У мамы не сложилась судьба: она была в няньках у сестры. Детство трудное, военное. Вышла замуж не по любви, а потому что ничего не ведала. Жили по городишкам, где, кроме кино, ничего не было. Когда я родилась, отцу в Ташкенте дали комнатенку. У мамы всегда ко мне была ревность. Когда я заявила, что пойду в артистки, мама возразила. Никогда не считала меня хорошенькой. Меня воспитали так, что я должна была уметь все: стирать, убирать, готовить.

Во ВГИК Татьяна поступила с первого раза. Талантливую девушку на 1-м курсе позвали сниматься:

Это был фильм «Майская ночь, или Утопленница». Я никак не могла озвучить свою героиню Ганну. Один дубль, второй. Режиссер обнял меня за плечи и говорит: «Танюшенька, у вас еще все впереди. Вы - умница, я доволен, но времени нет, чтобы с вами возиться. Вас озвучит профессионалка». У меня - шок. Кто озвучил Ганну, не знаю до сих пор. Это у нас на это не обращают внимания, а австрийская актриса Мария Шелл , гениально сыгравшая в фильме по пьесе Золя, не получила «Гран-при», так как была озвучена другой. В общем, я написала заявление с просьбой оставить меня на второй год. Ректор был потрясен, но подписал.

Любимицей педагогов Конюхова так и не стала.

Педагоги уделяли внимание Надежде Румянцевой , которую отчислили из ГИТИСа за то, что снималась в кино. Тогда студентам было запрещено играть и учиться: вплоть до исключения. Ради меня шли на уступки.

Трагедия на даче

На первом курсе Татьяна влюбилась в старшего сына знаменитого музыканта Исаака Дунаевского - Женю, который учился во ВГИКе на художника.

Исаак Осипович меня считал невестой. У Дунаевского была дивная библиотека, меня притягивало, как магнитом, к этому дому. Женя приобщал меня к искусству, его мама оставляла меня ночевать. С Женькой мы целовались до упада, а до большего не доходило. А тут этот трагический случай, который перевернул мою и его жизнь.

Эта история сразу обросла слухами: одни утверждали, что пьяный сын композитора сбил девушку, другие, что изнасиловал. Поговаривали, что Исаак Дунаевский даже пытался покончить с собой из-за такого позора.

- Мы решили отпраздновать 7 Ноября в загородном доме Дунаевских, во Внуково, - вспоминает Татьяна Георгиевна. - Друг Жени, инженер, в нашем институте увидел красавицу казачку Зину. Она училась на 4-м курсе и была дочерью министра иностранных дел Максима Литвинова. Этот друг мне говорит: «Можно пригласить эту девушку?» Сказала, что попробую. Зина согласилась, и мы поехали на «Победе» Жени на дачу с ночевкой. Никакой пьянки не было. Классическая музыка: Чайковский , Рахманинов .

Женька устал, потому что нас возил, и пошел спать. Мы сидим, альбомы смотрим, музыку слушаем. Вдруг появляется милиция, спрашивает хозяина. Я - наверх: «Женя, спустись!» В этот момент из ванной выводят инженера, а у него на голове красное от крови полотенце. Я оторопела, милиционер стал спрашивать, где машина. Оказывается, этот парень в «Победе» с Зиной сидел. Они стали ездить по аллее туда-сюда, чтобы прогреть машину. Зина сказала, что умеет водить трактор, и пересела за руль, а инженер сел рядом. Машина помчалась по дороге, а там поворот. «Победа» перевернулась. Зина погибла. От страха и ужаса он ничего никому не сказал.

Всех участников посиделок вызвали на комсомольское собрание.

Хотели исключать из института. Педагог Иван Пырьев помог, и Исаак Дунаевский за нас просил. Меня допрашивали: «Что вы пили?» А я: «А вы что пили? Лимонад?» В ЦК комсомола так и сказала, потому что не чувствовала вины. После этого случая я начала нападать на Женю. Меня оставили во ВГИКе, а его исключили, и он поступил в Суриковский институт.

Короткий брак

На втором курсе за Конюховой начал ухаживать студент с киноведческого факультета ВГИКа - Валерий Карен .

Я как раз повздорила с Женей: не нравилось, что к нему все липнут. Синие глаза, кучерявые волосы. Женя всегда говорил: «Ты - моя комсомолочка» - я придерживалась твердых нравственных правил. Сейчас понимаю: он был еще ребенком. Расстались мы с Женей на Новый год. Ушла из общежития, где гуляли, и осталась на ночь у Валерия. Это был мой первый мужчина. Он тут же потащил меня в загс.

Первый брак Конюховой распался через пару месяцев, но она никогда об этом не жалела:

Я уехала в ночь свадьбы на съемки. Помню, мама первому мужу во время торжества сказала: «По-моему, она тебя не любит». Я не почувствовала себя женой, а его не увидела своим мужем.

Меня тяготили его приезды на съемки: мне отдохнуть надо, а ему хочется близости.

Набравшись смелости, Конюхова во всем призналась мужу.

Сказала: «Валерий, не приезжай, мне надо на роль настраиваться, а тут завтраки, то-се». Через 30 лет он меня спросил, почему прогнала. «А ты помнишь, как в гостиницу в 6 утра приехал с «понятыми», чтобы меня проверить?» Я тогда открыла дверь: «Входите в номер, смотрите, под кроватью никого нет? Откройте шкаф». Прогнала его раз и навсегда. Валера стал редактором объединения «Мосфильм», женился, сейчас его нет в живых.

Безумная страсть

Большая любовь пришла к Конюховой на последнем курсе. Звукорежиссер Борис Венгеровский покорил сердце женщины, но не смог ее удержать.

Помню, он до меня пальцем дотронется, а меня током бьет. Чуть в обморок не падала. Страсть безумная, мы набрасывались друг на друга, как дикие. В 23 года я вышла за него замуж. Беременела без конца. Прости, Господи, за мои аборты. Знаю, что грешница страшная. То, что я родила ребенка в 30 лет после этого, - чудо. Страсть закончилась в одну секунду, когда я пришла из очередной больницы, а он лежит на кровати и ест за обе щеки.

- Вы стали уже звездой, муж не ревновал?

Прожили мы три года. Борис ревновал, но скандалов не было. С ним я устала быть добытчицей: все сама. А тут эта бурная профессия, съемки в двух картинах. Из-за этого брак распался. Позже Борис добился своего, ему даже «Нику» дали.

Зажал на пароходике

- В то время режиссеры нередко снимали своих жен, любовниц. К вам приставали?

На съемках фильма «Доброе утро» режиссер Андрей Фролов положил на меня глаз. Девки сами готовы были лечь под него, а у меня страсть к Венгеровскому как раз вспыхнула. Андрей был смуглый, с зелеными глазами, которые меня раздражали. Снимаемся на пароходе, а девчата твердят: «Таня, он влюблен в тебя». Говорю: «Отстаньте, старый он!» Всегда любила молодых. Однажды Андрей без слов в коридоре парохода стал меня зажимать и ручонками потянулся. Обрезала: «Если тронете, завтра же уеду!» Фролов ошалел и больше ничего себе не позволял. Были актрисы, которые выходили замуж за режиссеров ради ролей. Знаете, меня как-то спросили про книгу Кустинской . Так вот, это репортаж из гнилого болота. Она всегда была безумно честолюбивая: выходила замуж за режиссеров, думала, так ее будут снимать.

- Почему отказали Леониду Быкову?

В Ленечку я влюбилась. Это было еще до первого замужества, во время съемок «Судьбы Марины». Даже папе письмо написала: «Он - некрасивый, но я его очень люблю». У нас такой роман на съемках разгорелся! Не понимала, что есть супруга. Потому что никого рядом не было. До постели дело не дошло, но чуть было не случилось. В доме, где мы жили во время съемок. Олеська Иванова закрутила роман с женатым актером Заднепровским и ушла гулять, а я осталась наедине с Леней. Дошло до самого главного, а тут хозяйка вернулась, молочка принесла. Я раскричалась, выбежала на улицу. Недели две не смотрела в сторону Быкова из-за этой дурацкой ситуации. Не могла понять, почему почти без сознания была.

- Жена Быкова узнала о вашей любви?

Как-то я поехала на родину мамы - в Золочев. Туда же приехала труппа Харьковского театра, где играла жена Быкова. Она пришла к моей подруге Олесе Ивановой. Когда ушла, Олеся рассказала: «Знаешь, это была жена Лени Быкова, она беременна». Спрашивала что-то про съемки, про Леню. Когда она мне это сказала, внутри появилась такая боль, как будто внутренности оборвались. Тут же собрала вещи и уехала в Москву. Я решила: «Жена ждет ребенка, не буду семью разбивать». Спустя годы, когда шли съемки «Разных судеб», мы с ним столкнулись. Поздоровались, улыбнулись и как корабли разошлись. Было какое-то состояние облегченности.

- Высоцкий, с которым вы снялись в «Карьере Димы Горина», не остался равнодушен?

Когда снималась в этой картине, фильм «Разные судьбы» посмотрело 40 миллионов человек. Как-то во время съемок «Карьеры...» начала делать грим. Подходит Володя с гитарой и тихонечко перебирает струны: «Танечка, почему вы к нам вечером не приходите?» А мне сестра в Риге ставила записи на магнитофоне его песенок про ученых, жирафа. Я сказала: «Да не люблю блатные песни». Мне было стыдно потом. Володя не ушел, склонился над гитарой, стал дальше перебирать. В его позе читалось: «И какой черт меня дернул?» Передо мною сидел застенчивый человек. Когда Володи не стало, встретила как-то режиссера Льва Мирского , который рассказал: Володю заставляли сыграть сцену тисканья в машине, а он твердил: «Не буду я этого делать. Вы что, Танечку тискать?!» Он думал, что решу, это месть за тот разговор. Володя был благородный человек.

- Когда снимались в «Карьере...», знали, что беременны?

Я тогда была замужем за спортсменом и ученым Владимиром Кузнецовым . Снималась беременной. Вначале режиссер не знал этого, как и я. Однажды меня стошнило, пошла к врачу. Так и выяснилось. А в фильме пришлось прыгать с двухметровой высоты из кузова. Думаю, снег, ничего, а упала, как об лед. В итоге ребеночек перевернулся, шел не головкой. Роды тяжелые были.

Выйдя замуж за Владимира Кузнецова, Конюхова перестала сниматься, посвятила себя театру и семье.

Моя третья любовь началась с отторжения. Помню, при знакомстве Володя сказал: «Я - физкультурник». Подумала: «О Боже, то микрофонщик (так Конюхова называла звукорежиссера Бориса Венгеровского. - Н. М. ), то физкультурник!»

- После смерти третьего мужа не встретили достойного человека?

Не хотела больше выходить замуж. Во мне все умерло. У меня чудные отношения с мужчинами, но ни с кем я спать не собиралась. Да, ко мне «подъезжали», но я решила, что на могиле будет написано: Владимир Кузнецов и жена его Таня Конюхова.

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя - Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский). Родился 18 (30) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии - умер 25 июля 1955 года в Москве. Советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог, автор песен и музыки к кинофильмам. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.

Исаак Дунаевский родился 18 (30 по новому стилю) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии в еврейской семье.

Отец - Цале-Йосеф Симонович Дунаевский, банковский служащий. Двойное имя отца стало основой для отчества Исаака - Осипович.

Мать - Розалия Исааковна, домохозяйка, играла на фортепиано и хорошо пела.

Старший брат - Борис Осипович Дунаевский (1896-1976), дирижёр, хормейстер, заслуженный работник культуры РСФСР (1965).

Старшая сестра - Сара Зисла «Зинаида» Осиповна Дунаевская (1898 г.р.), педагог, преподаватель физики.

Брат - Михаил Осипович Дунаевский (1904 г.р.), дирижёр.

Брат - Семён Осипович Дунаевский (1906-1986), дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР (1969).

Брат - Зиновий Осипович Дунаевский (1908-1981), композитор, заслуженный деятель искусств УССР (1954).

Семья Дунаевских была очень музыкальной. Не случайно все братья стали музыкантами.

Исаак с ранних лет имел уникальный слух, демонстрировал незаурядные музыкальные способности. Уже в пять лет она на слух легко подбирал мелодии маршей, вальсов.

C восьми лет брал уроки скрипки у Григория Полянского.

В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки, его педагогом был Константин Горский. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а еще через год - Харьковскую консерваторию по классу скрипки, учился у И.Ю. Ахрона (композицией занимался у С.С. Богатырёва). Во время учебы, дабы мотивировать способного сына, отец сделал ему роскошный подарок - приобрел настоящую скрипку мастера Амати.

С 1919 года работал скрипачом в оркестре, затем концертмейстером.

С 1920 года - композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. В том же году дебютировал как театральный композитор - написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».

Одновременно в 1919-1924 годах был сотрудником газет, организатором музыкальных студий и кружков при воинских клубах, заведующим музыкальным отделом губернского отдела народного образования.

Служил секретарём-корреспондентом Наркомвнешторга УССР. Как признавался сам Исаак Осипович, он променял музыку на работу секретаря и устойчивый продпаёк. Однажды, забывшись, он начертал в углу делового письма нотный ряд и набросал простенькую музыкальную фразу, родившуюся в его голове, и отправил письмо в Москву. Ответ пришёл телеграммой: «Ответьте, что значит восемь жирных точек и пять параллельных линий в левом углу сообщения. Такой шифр Наркомвнешторгу не известен. Сообщите, что вы хотите сказать».

В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. В 1924-1926 годах - музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926-1929 годах - Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты - «Женихи» и «Ножи». В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.

В 1929 году оперетта «Туда, где льды» для Московского мюзик-холла, после чего Дунаевский переехал в Ленинград.

До 1934 года был композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. Первый же спектакль с его музыкой - пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» - был запрещён после нескольких представлений.

В Ленинграде он начал сотрудничать с . В поисках стиля «советского джаза» ищет опору в народной музыке и пишет программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен.

В 1933 году вместе с авторами В. Массам и Н. Эрдманом создает для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом шла оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки».

Исаак Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки. Наиболее значительных результатов Дунаевский достиг в лёгкой музыке.

В музыке к фильмам и опереттах лёгкая музыка непринуждённо сочеталась с симфоническим жанром. Даже фрагменты оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными произведениями и часто исполняются в концертах отдельно. Произведения Дунаевского отличаются развитым мелодическим ходом и гармоническим языком, при кажущейся лёгкости требуют от певца высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.

В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году (ставшая в 1995 году официальным Гимном Москвы).

С 1945 года жил в Москве. В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра Ивана Пырьева «Кубанские казаки».

В 1940-е годы Дунаевский возвращается к оперетте - «Вольный ветер» (1947). Последняя оперетта «Белая акация» (1955) была посмертно завершена К. Молчановым.

В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в своем творчестве часто сталкивался с ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.

Стал лауреатом двух Сталинских премий. В 1941-м ему была присвоена премия первой степени - за музыку к кинофильмам «Цирк» (1936) и «Волга-Волга» (1938). В 1951-м - Сталинская премия второй степени - за музыку к кинофильму «Кубанские казаки» (1949).

Исаак Дунаевский умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Ходили слухи о самоубийстве композитора, якобы из-за давления власти или необоснованных измышлениями (клеветы) о какой-то семейной драме криминального характера - но они не имеют достоверного подтверждения.

Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).

Улица Дунаевского есть в Новосибирске, Алма-Ате, Днепропетровске (ныне Днепр). Переулок Дунаевского - в Ростове-на-Дону.

Именем Исаака Дунаевского названы ряд детских музыкальных школ: Москва, Чапаевский пер., д.5а; г. Лохвица Полтавской области; г. Гуково Ростовской области; школа № 13 в Екатеринбурге; школа искусств № 5 в Харькове; школа искусств № 16 в Самаре; школа искусств в Калининградской области; школа искусств в г. Тарко-Сале.

Мемориальные доски в память о композиторе установлены в Санкт-Петербурге и Харькове. В Санкт-Петербурге - на ул. Гороховая д. 4. Надпись гласит: «В этом доме с 1936 по 1941 год жил и работал выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский». Внизу мемориальной доски высечены ноты строки из песни «Широка страна моя родная». В Харькове - на фасаде дома по ул. Петровского, 24 размещена памятная доска: «В этом доме жил в 1923-24 г выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский».

Рост Исаака Дунаевского: 162 сантиметра.

Личная жизнь Исаака Дунаевского:

Первой любовью композитора была театральная звезда Харькова времён гражданской войны Евгения Леонтович. В 1922-м она уехала в Европу, далее засветилась в Голливуде.

Дважды был женат.

Первая жена - Мария Павловна Швецова, студентка музыкального училища. Поженились в 1921 году, но брак быстро распался.

Вторая жена - Зинаида Александровна Судейкина (1902-1979), петербургская балерина. Она родилась в деревеньке Андреевка Змиевского района Харьковской губернии, воспитывалась у сестры матери в Петрограде. В виду особой одаренности Зинаида училась в хореографическом училище за казенный счет, но революция разбила ее мечту об императорской сцене. Пришлось вернуться домой в Андреевку, потом в Харьков, где юная балерина поступила солисткой в оперетту. Поженились в 1925 году.

В браке в 1932 году родился сын Евгений Исаакович Дунаевский (умер в 2000-м), московский художник-«станковист».

Композитор имел много романов на стороне. Одной из его пассий была актриса . По слухам, он даже собирался уйти из семьи и жениться на Смирновой, но та к нему охладела.


1902, Андреевка Змиевского уезда Харьковской губернии, Российская империя - 1979, Москва

Балерина, жена композитора Исаака Дунаевского.

Родилась в небогатой дворянской семье. В 1910 году переехала в Петроград к сестре матери. Училась в Театральном училище по классу хореографии. Вместе с ней учился Георгий Баланчин, в будущем известный танцовщик. Когда началась разруха, Баланчин предложил Зинаиде ехать вместе с ним в Европу. Она осталась в России. Сначала вернулась домой в Харьков, работала танцовщицей-солисткой в оперетте. Потом с гастролями изъездила многие южные города, зарабатывая себе на жизнь. Взяла себе творческий псевдоним Михайлова.

Позже приехала в Москву к сестре Клавдии. В 1925 году вышла замуж за Исаака Дунаевского и в этом же году начала работать в Теаре сатиры, в котором проработала до 1931 года.

В 1932 году родился сын Евгений. В 1933 году поступила в джаз знаменитого Скоморовского, но из-за болезни сына прервала контракт.

Умер Евгений Дунаевский, замечательный художник, старший сын великого композитора Исаака Дунаевского. По необъяснимому стечению обстоятельств это произошло в дни столетнего юбилея его знаменитого отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". 45 лет назад в день смерти своего отца, тогда еще студент художественного института имени Сурикова, Евгений Дунаевский в далекой северной экспедиции провалился под лед, и странным, необъяснимым образом был вытолкнут кем-то или чем-то из пучины вод на поверхность. Ровно в это время за много тысяч километров от него в Москве разорвалось сердце его отца, а Евгений, как он рассказывал, именно в этот момент увидел на небе яркое сияние. Только внешне его жизнь была легкой и приятной, обусловленной его положением - талантливый сын великого композитора. Однако на самом деле именно Евгению Исааковичу пришлось вынести всю тяжесть нелепейших слухов, обрушившихся на него буквально с ранней юности. Возможно, именно это повлияло на то, что широкая публика так и не узнала, сколь талантливым и самобытным художником был Евгений Исаакович, замечательный "станковист" с редким образным дарованием. Об этом знали только его ближайшие друзья. Именно благодаря ужасным слухам, преследовавшим художника, при жизни Евгения не было устроено ни одной его крупной персональной выставки. Последняя его работа - символическая картина "Современники", на которой изображены три гения, на взгляд художника, определивших облик и судьбу Серебряного века: Блок, Ахматова и Мейерхольд. Огромное монументальное полотно - уникальный труд Евгения Дунаевского, над которым он трудился более 10 лет. Именно эта программная работа стала его художественным подвигом и крестом. По складу своего характера Евгений Исаакович сам принадлежал к героям Серебряного века - внешне мягкий, изумительно обаятельный, он был человеком очень твердого характера и неиссякаемого оптимизма. Уже зная, что обречен, и тяжело страдая, он ни разу не пожаловался на сильнейшие боли. Врачи говорили, что первый раз сталкиваются с такой сильной личностью и такой тягой к жизни. Буквально последние силы он отдал тому, чтобы юбилей его отца прошел достойно. И чтобы неизвестная музыка композитора Дунаевского зазвучала вновь. Именно Евгений оказался хранителем и наследником всего того, что было связано с жизнью и творчеством композитора Дунаевского. Теперь сын и отец соединились. Похоронят Евгения Дунаевского на Новодевичьем кладбище, там, где покоится его отец. Отпевание художника состоится в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке в четверг, 3 февраля, в 12 часов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook