Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка. «зарплатные» комиссии ифнс: кого пригласят Как узнать о предстоящей налоговой проверке

В рамках борьбы с «серыми» зарплатами и прочими нарушениям по НДФЛ и страховым взносам, инспекции практикуют заседания комиссий по легализации. Это делается в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Кому грозит приглашение на «зарплатную» комиссию? И что нужно знать, если это произошло?

В своем письме 17.07.2013 № АС-4-2/12722 Налоговая служба впервые регламентировала работу комиссий по легализации налоговой базы. Порядок распространялся на большинство основных налогов: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые сборы, налоги по спецрежимам, а также земельный, транспортный и имущественный налоги.

Однако в начале этого года ФНС отменила действие правил в отношении многих платежей (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ ФН). Что же касается НДФЛ и страховых взносов, то правильность формирования налоговой базы и полнота их уплаты по-прежнему остались предметом работы комиссий. А 25 июля 2017 года вышло письмо № ЕД-4-15/14490@, в котором ФНС представила обновленные правила функционирования «зарплатных» комиссий.

Цели и задачи

Основная цель комиссий по легализации налоговой базы - побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.

Перед комиссией ставятся определенные задачи. Они сводятся к выявлению фактов нарушения в деятельности организации или предпринимателя, которые связаны:

  • с неоформлением трудовых отношений с работниками;
  • с выплатой «серой» заработной платы;
  • с выплатой зарплаты меньше величины МРОТ или прожиточного минимума;
  • с несвоевременной уплатой НДФЛ и/или страховых взносов;
  • с подачей недостоверной бухгалтерской и/или налоговой отчетности.

Этапы работы комиссии

Проведение непосредственно заседания комиссии с участием налогоплательщика или агента - один из этапов работа налоговых органов по легализации налоговой базы. Ему предшествует такая работа:

  • отбор кандидатов;
  • проведение в их отношении аналитических и контрольных мероприятий;
  • направление им писем, которые должны побудить на самостоятельное решение проблемы: внесение изменений в отчетность, погашение задолженности и так далее.

Если налогоплательщик не принял меры самостоятельно, готовится материал для рассмотрения и проводится заседание комиссии. Но и на этом работа по легализации налоговой базы не заканчивается. После проведения заседания налоговые органы будут отслеживать показатели деятельности лиц, которых приглашали на комиссию. Если нарушения не будут устранены, то могут вызвать на беседу в органы местного самоуправления, а некоторых субъектов - в региональную администрацию.

Как производится отбор

Специалисты налоговой инспекции анализируют имеющиеся в их распоряжении данные относительно деятельности налогоплательщика или агента в части уплаты НДФЛ и страховых взносов. При этом в кандидаты на заседание комиссии рискуют попасть:

  1. Налоговые агенты, которые:
    • имеют задолженности по НДФЛ;
    • снизили объем перечисления налога по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10%;
    • платят заработную плату ниже среднего уровня по виду деятельности в данном регионе.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые:
    • имеют низкую налоговую нагрузку по НДФЛ;
    • заявили профессиональные вычеты в сумме более 95% от дохода;
    • отразили в декларации по НДС выручку от реализации, а в декларации по 3 НДФЛ - нулевой доход;
    • не подали упомянутые выше декларации за отчетный период.
  3. Плательщики страховых взносов, которые:
    • снизили сумму взносов за отчетный период более чем на 10% при неизменном количестве работников;
    • снизили количество сотрудников более чем на 30% по сравнению с прошлым периодом;
    • имеют задолженность по уплате взносов;
    • в прошлых периодах исчисляли взносы по дополнительному тарифу 6 или 9%, а в отчетном периоде применили иные ставки.
  4. Плательщики, в отношении которых:
    • есть информация от иностранных государств о получении доходов, которые должны облагаться НДФЛ в России;
    • есть информация, полученная из обращений граждан, организаций, контрольных ведомств и иных источников, об имеющихся у них налогооблагаемых доходов.

Этап анализа

Итак, кандидаты отобраны, и теперь сотрудникам налоговой службы предстоит провести анализ их деятельности в разрезе НДФЛ и страховых взносов. Для этого они анализируют самую разную информацию, в том числе:

  • полученную в рамках налоговой проверки согласно статье 93.1 НК РФ;
  • данные из открытых информационных ресурсов, реестров и баз, которые ведутся ФНС;
  • сведения, полученные из интернета и СМИ;
  • сведения от кредитных организаций, а также органов охраны правопорядка, таможенных, лицензирующих, ПФР и прочих фондов, органов муниципальной власти, Центрального банка, Роструда и иных;
  • информацию, содержащуюся в жалобах от имени гражданина и юридических лиц;
  • сведения, предоставленные сотрудниками или акционерами проверяемой организации.

Вся найденная информация используется для анализа по таким направлениям:

  1. Основные учетные данные и прочие сведения, которые дают общую характеристику объекту анализа.
  2. Баланс организации.
  3. Уровень заработной платы и исполнение обязанности по уплате НДФЛ.
  4. Исполнение обязанности уплаты страховых взносов.
  5. Отчетность предпринимателей.

Оценив деятельность субъекта, налоговые специалисты делают выводы об уровне его налогового риска. Если организация или ИП будет отобрана для явки на комиссию, также последует расчет его налоговой нагрузки.

Шанс добровольно закрыть все вопросы

Прежде чем пригласить налогоплательщика или агента в ФНС, ему могут направить информационное письмо с предложением самостоятельно проанализировать свою деятельность в части налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по определению налоговой базы и вычетов. Если субъект попал в поле зрения комиссии из-за задолженности, ее будет предложено погасить. Если же причиной стала искаженная налоговая и бухгалтерская отчетность, у субъекта будет шанс внести в нее изменения.

В письме должны быть изложены факты нарушений, которые были выявлены в ходе предыдущего анализа. А также вопросы, ответы на которые специалисты ФНС хотят получить.

Среди прочего налогоплательщику (агенту) может быть предложено:

  • погасить задолженность;
  • провести самостоятельную оценку рисков (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы исходя из реальных доходов;
  • скорректировать базу по НДФЛ и страховым взносам, уточнив профессиональные вычеты и сумму необлагаемых доходов;
  • представить уточненные декларации и расчеты.

На принятие мер субъекту дается 10 рабочих дней с даты получения письма. Само же письмо должно направляться не позже, чем за месяц до предполагаемой даты заседания комиссии.

В качестве реакции налогоплательщик или агент может уплатить задолженность, представить уточненные документы либо аргументированные пояснения того факта, что нарушений он не допускал и, соответственно, причин вызывать его на комиссию нет.

Вызов на заседание

Если срок истек, а субъект не предпринял должные меры, ИФНС направит ему уведомление о вызове на заседание комиссии. Это может быть сделано разными способами: лично, заказным письмом, в электронном виде по ТКС. В последнем случае получение вызова необходимо подтвердить в течение 6 рабочих дней с даты направления. Иначе ИФНС может заблокировать банковские счета.

Получив уведомление, плательщик (агент) увидит не только точное время и место проведения заседания, но и подробное описание того, зачем его вызывают. Соответственно, стоит продумать линию своего поведения и подготовить документы.

Отправиться на заседание комиссии по легализации налоговой базы может руководить организации или иной ее представитель, действующий на основании доверенности.

Процесс рассмотрения

Единого порядка для проведения заседания нет - в каждом случае оно проходит индивидуально. Однако у приглашенного лица в любом случае должна быть возможность пояснить причины своих нарушений, а также рассказать о том, что он сделал либо планирует сделать для их устранения.

В результате рассмотрения комиссия вынесет рекомендации. Если они связаны с искажением данных учета, будут определены сроки, в которые необходимо их устранить. Помимо погашения задолженности и представления уточненных отчетов/расчетов, субъекту могут рекомендовать принять меры по недопущению подобных нарушений в будущем.

Можно ли не явиться?

Факт отсутствия на заседании приглашенного субъекта будет отражен в протоколе. Если это вызвано уважительными причинами, то заседание могут перенести. Если же нет, то оно состоится и без «ответчика». При этом на нарушителя могут наложить штраф по статье 19.4 КоАП РФ в сумме 500–1000 рублей для гражданина и 2000–4000 рублей - для должностного лица.

Если приглашенное лицо не явилось (не направило своего представителя) и при этом в его деятельности по данным отчетности не намечается позитивных изменений, то в его отношении могут быть приняты иные меры:

  • вызов на комиссию при органах муниципальной власти (или региональной, если речь об унитарных предприятиях или акционерных обществах с участием государственных структур);
  • предпроверочный анализ деятельности;
  • выездная проверка.

После комиссии

Итак, субъект посетил комиссию и получил протокол с рекомендациями. Теперь его деятельность будет под наблюдением налогового органа, который будет отслеживать, есть ли позитивная динамика.

При этом раз в квартал ИФНС будет контролировать:

  • уточненные декларации/расчеты с увеличенными размерами НДФЛ и страховых взносов;
  • динамику погашения задолженностей;
  • динамику численности сотрудников;
  • размер выплачиваемой сотрудникам заработной платы;
  • налоговую нагрузку.

В отношении работодателей-должников и тех, кто выплачивает зарплату ниже минимумов, контроль будет проводиться ежемесячно.

Если будет выявлено, что плательщик либо агент не показывает никакой позитивной динамики и не представил по этому поводу пояснений, то информация о нем будет направлена для проведения предпроверочного анализа. В итоге субъект имеет большие шансы попасть в план выездной налоговой проверки.

В отношении уплаты страховых взносов в 2017 году нужно быть особо внимательным, поскольку теперь эти отчисления контролируют налоговики. В связи с этим ФНС выпустила специальную таблицу показателей, которые говорят об исполнении компанией/ИП обязанностей по исчислению и уплате взносов. Приводим её в нашем материале и рассказываем, как она работает и вообще как поможет самим плательщикам.

Зачем применять

Выделенные в 2017 году ФНС России показатели исполнения платёжной дисциплины по взносам в фонды адресованы не только её территориальным органам. Они отчасти позволяют каждому плательщику сделать самостоятельную проверку уплаты страховых взносов. А это, в свою очередь, позволит предотвратить:

  1. Вызов на комиссию по легализации базы по взносам + НДФЛ.
  2. Назначение выездной проверки организации/предпринимателя.
  3. Начисление пеней и штрафов за неисполнение или неполноценное исполнение обязательств по страховым взносам.

Источники данных

В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России, помимо прочего, привела перечень показателей, которые позволяют и налоговикам, и самим плательщикам сделать анализ уплаты страховых взносов в 2017 году и в дальнейшем. Это, в свою очередь, даёт возможность выявить потенциальные и реальные риски.

За основу такого анализа налоговики взяли 4 основных источника:

  1. Расчёт по страховым взносам (утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).
  2. Сведения из карточки расчётов с бюджетом (КРСБ).
  3. Расчёт по форме 6-НДФЛ.
  4. Сведения о среднесписочной численности персонала за год (утв. приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174).

Показатели для анализа

Ниже в таблице показано, какие показатели должны навести на размышления относительно соблюдения требований налогового законодательства об уплате страховых взносов. В 2017 году их состав следующий:

Показатели исчисления и уплаты взносов
Источник Показатель
1 Расчёт по страховым взносам (далее – РСВ) Величина взносов на ОПС по основному тарифу к уплате
2 РСВ Величина взносов на ОПС по пониженному тарифу к уплате
3 Карточка расчётов с бюджетом (далее – КРСБ) Величина взносов на ОПС перечисленная
4 РСВ Величина взносов на ОПС по дополнительным тарифам к уплате
5 КРСБ Величина взносов на ОПС по дополнительным тарифам перечисленная
6 РСВ Величина взносов на дополнительное социальное обеспечение к уплате
7 КРСБ Величина взносов на дополнительное социальное обеспечение перечисленная
8 РСВ Величина взносов на ОМС по основному тарифу к уплате
9 РСВ Величина взносов на ОМС по пониженному тарифу к уплате
10 КРСБ Величина взносов на ОМС перечисленная
11 РСВ Величина взносов на болезни и материнство по основному тарифу к уплате
12 РСВ Величина взносов на болезни и материнство по пониженному тарифу к уплате
13 КРСБ Величина взносов на болезни и материнство перечисленная
14 РСВ Величина выплат, не облагаемых страховыми взносами
15 РСВ и КРСБ Задолженность по уплате взносов. Считают по такой формуле:
(Пункт 1 этой таблицы + п. 3 +п. 5) - (п. 2 + п. 4 +п. 6)
16 РСВ База для расчёта взносов
17 РСВ
18 Расчет по форме 6-НДФЛ Общий размер выплат, исчисленных плательщиком взносов в адрес сотрудников
19 КРСБ и РСВ Общий размер выплат, исчисленных в адрес сотрудников, не учтенный в РСВ для целей взносов. Определяют по формуле:
П. 10 – п. 11 этой таблицы
20 РСВ Количество сотрудников
21 6-НДФЛ Количество сотрудников за отчетный (расчетный) период
22 Сведения о среднесписочном количестве персонала Число работников за год

ФНС изменила правила налоговых проверок — коротко о новациях

С 1 января 2017 года в силу вступил целый ряд изменений в НК РФ, основанных на требованиях законов, принятых в прошедшем, 2016 году. Среди них можно выделить:

  • закон «О внесении…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ, цель которого — отнесение ФНС полномочий по взиманию страховых взносов и распространение норм налогового законодательства о проверках на организации и граждан, являющихся плательщиками средств, направляемых в ПФР, ФОМС и ФСС;
  • закон «О внесении…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ, предоставляющий возможность заинтересованным лицам вносить налоговые платежи вместо налогоплательщика, определяющий степень ответственности поручителей налогоплательщика, устанавливающий порядок начисления пеней и особенности проведения налоговых проверок.

Среди новшеств 2017 года следует также отметить и закон «О внесении…» от 18.07.2017 № 163-ФЗ, нормы которого согласно ст. 2 этого закона распространяют свое действие на проверки, проводимые с 19 августа 2017 года. Цель данного закона — дополнение НК РФ новой ст. 54.1, определяющей пределы возможностей налогоплательщика использовать преимущества необоснованной экономии за счет налоговых платежей.

Каждый из перечисленных законов нуждается в подробном анализе, при этом для удобства читателей будем ссылаться на нормы НК РФ в новой редакции с учетом изменений 2017 года.

Страховые взносы — новое в проверке отчетности

П. 1 ст. 2 НК РФ определяет, что нормы НК РФ с 1 января 2017 года в полном объеме распространяются на уплату страховых взносов. Исходя из п. 3 ст. 8 НК РФ нормы налогового законодательства распространены:

  • на платежи на пенсионное страхование в ПФР;
  • платежи на медстрахование в ФОМС;
  • платежи в ФСС, направляемые на социальное страхование и в связи с рождением детей.

В то же время, исходя из требований п. 3 ст. 2 НК РФ, нормы НК РФ по-прежнему не распространяются на страхование от травматизма на производстве и страхование безработных граждан.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками взносов являются:

  • организации и ИП, которые в своей деятельности выплачивают вознаграждение физическим лицам;
  • граждане (нотариусы, адвокаты, оценщики и т. д.), вне зависимости от того, платят ли они вознаграждение другим физическим лицам или нет.

В обязанности перечисленных субъектов согласно ст. 23 НК РФ входят:

  • уплата взносов;
  • подача расчета по взносам;
  • подача документов и сведений для проверки обоснованности произведенных начислений;
  • хранение в течение 6 лет документов, которые требуются для проведения расчетов по взносам.

Отчетность по страховым взносам согласно ст. 80 и 423 НК РФ направляется ежеквартально в форме расчета, в котором указываются обобщенные данные обо всех застрахованных лицах, начисленных им суммах и полученном ими доходе, размере базы, облагаемой взносами, исчисленных взносах и т. д. Порядок заполнения и форма отчетности утверждены приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

Налоговые проверки по взносам в 2017 году

Передача функций по администрированию и контролю над платежами по страховым взносам ФНС предполагает, что в 2017 году вся отчетность по взносам сдается в налоговую инспекцию. Соответственно, на нее автоматически распространяются нормы о проведении камеральной проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ. В то же время все вопросы по отчетности, возникшие до передачи функций контроля в ФНС РФ, по-прежнему остаются в ведении соответствующих фондов, поскольку передача отчетной документации в органы ФНС РФ не предполагается.

При проведении проверки на практике налоговики смогут опираться лишь на документы и сведения, полученные ими от налогоплательщика, начиная с 1-го квартала 2017 года, так как ст. 4 закона 243-ФЗ правом проведения контрольных мероприятий и доначисления платежей по взносам до 1 января 2017 года ФНС РФ не наделяет.

Аналогичный порядок действует и в отношении выездных проверок. То есть в рамках выездной проверки, проводимой согласно ст. 89 НК РФ, может быть проверена лишь документация по взносам только за 2017 год и последующие периоды.

Практикам также следует обратить внимание на письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, которое определяет, что все подзаконные акты, а также разъяснения Минтруда РФ по вопросам исчисления взносов, изданные до 2017 года, остаются действующими, так как сам порядок начисления и уплаты взносов не изменяется. При этом правом разъяснения всех возникающих вопросов по взносам в 2017 году обладает уже ФНС РФ.

Не знаете свои права?

Недоимки по взносам

Пункт 2 ст. 4 закона 243-ФЗ определяет, что правом взыскания неуплаченных взносов, накопившихся пеней и штрафов, которые образовались до 1 января 2017 года, обладает уже ФНС РФ.

Взыскания проводятся в порядке и сроки, которые определены ст. 46-48 НК РФ. Для исполнения данной функции п. 2 ст. 4 закона 243-ФЗ обязывает соответствующие фонды передать сведения о накопившейся задолженности по взносам налоговикам.

Одновременно с правом взыскания недоимок к налоговым органам переходят права и относительно возврата переплат по взносам за периоды до 2017 года согласно ст. 78 и 79 НК РФ. Кроме того, на долги, возникшие до 2017 года, распространяется режим, предусмотренный ст. 64 НК РФ относительно предоставления отсрочек или рассрочек по таким платежам.

Стоит также помнить, что при утрате возможности взыскания страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов за периоды до 2017 года вследствие ненадлежащей передачи сведений о них в налоговые органы или по иным причинам, согласно п. 3 ст. 4 закона 243-ФЗ, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.

Новации закона 401-ФЗ

Новый п. 8.6 ст. 88 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов в рамках проведения проверок отчетности налогоплательщиков. С 1 января 2017 года при камеральной проверке налоговики помимо документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов, вправе требовать также письменное подтверждение льгот или иных оснований для освобождения сумм, выплаченных физическим лицам, от обложения страховыми взносами либо применения в их отношении льготных (пониженных) тарифных ставок.

Также закон 401-ФЗ устанавливает ряд новшеств, касающихся последствий проведения налоговых проверок:

  1. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога или иных платежей, в том числе пеней и штрафов, за налогоплательщика может исполнить другое лицо. В то же время такое лицо не вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налога или иного платежа.
  2. Согласно п. 3 ст. 74 НК РФ при наличии поручительства по уплате налогов налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. При неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей недоимки и налоговые санкции могут быть взысканы с поручителя во внесудебном порядке согласно требованиям ст. 46-48 НК РФ.
  3. Пунктом 4 ст. 75 НК РФ водится новый порядок расчета пени за каждый день просрочки уплаты налога. С 1 января 2017 года пеня начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. В отношении организаций размер пени удваивается в том случае, если просрочка составляет более 30 дней.

Новации закона 163-ФЗ

Цель добавления новой ст. 54.1 в НК РФ — это имплементация ранее сложившейся судебной практики по разграничению реальных и фиктивных сделок, с необходимостью чего сталкиваются при проведении проверок специалисты налоговых органов. Основой новой статьи послужило постановление ВАС РФ «Об оценке…» от 12.10.2006 № 53. В нем изложены основные принципы определения степени добросовестности налогоплательщика при уменьшении налогооблагаемой базы, получения налогового вычета или иной налоговой льготы, на что обращают пристальное внимание налоговики.

П. 1 ст. 54.1 НК РФ устанавливает прямой запрет на получение налоговых выгод путем искажения отчетности, сведений о фактах хозяйственной деятельности либо имуществе, которое подлежит налогообложению.

Однако на практике нередки ситуации, когда предприниматели заключают юридически правильно оформленные сделки, которые не имеют под собой экономического смысла и направлены лишь на уменьшение налогооблагаемой базы.

Именно на борьбу с подобными явлениями и направлены нормы п. 2 ст. 54.1 НК РФ, которые определяют 2 обязательных критерия для признания сделки действительной для целей налогообложения:

  • наличие делового интереса, то есть сделка преследует не только цели уменьшения налоговых платежей;
  • обязательства по сделке исполнены другой стороной.

Проверки подозрительных сделок

Согласно п. 5 ст. 82 НК РФ проверка сделки по признакам экономической целесообразности осуществляется при проведении налогового контроля, то есть в ходе камеральных или выездных проверок согласно ст. 88 и 89 НК РФ.

При этом доказывание того факта, что сделка не имеет экономического смысла (фиктивная), вменяется в обязанность специалистам налоговых органов. Положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ указывают на 3 обстоятельства, которые не являются подтверждением вины налогоплательщика в совершении именно фиктивной сделки:

  • документы по сделке со стороны контрагента подписаны неустановленным лицом либо субъектом, не имеющим таких полномочий;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • возможность получения аналогичного экономического результата иным путем.

В свою очередь, п. 4 ст. 54.1 НК РФ определяет, что аналогичные критерии для определения фиктивности сделок могут использовать плательщики не только налогов, но и сборов, а также страховых взносов.

Подводя итог, отметим, что принятые или вступившие в силу в 2017 году нормативные акты устанавливают значительное число новшеств, которые коснутся практически всех налогоплательщиков как при исчислении налоговых и иных платежей, так и при проведении проверок и реализации их результатов.

14.12.2016

Налоговые проверки в 2017 году

Налоговые проверки 2017: изменения, новые правила

Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения

ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.

Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.

Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году

Налоговые проверки 2017 будут опаснее - инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.

Частые камералки. Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки - до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС - программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте - 5 процентов.

Дорогие выездные проверки. С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям - за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад - 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается - 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину - на 45 процентов - возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше - 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге - 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае - 4,9 млн руб.

Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.

В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.

Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.

Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).

Новые проверки взносов. Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.

Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок

В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.

О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.

Взыскание долгов по налогам в 2017 году

Как выросли долги по налогам. Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам - прибыль, НДС, НДФЛ - в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.

По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае - здесь самые крупные долги.

Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.

И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.

Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»

Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году

Усилить работу убыточных комиссий - тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год - отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.

Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. - это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).

Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток - 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 – 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.

Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы

Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ

Средняя цена камералки (руб.)

Средняя цена выездной проверки (руб.)

Центральный федеральный округ

г. Москва

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

г. Санкт-Петербург

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область и Ненецкий автономный округ

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х или 6 месяцев по следующим основаниям (п. 4 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@):

  1. Налогоплательщик имеет статус крупнейшего.
  2. Налоговым органом получена информация о возможном нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, которая требует дополнительной проверки.
  3. На территории проведения проверки произошло чрезвычайное происшествие: потоп, наводнение, пожар и др.
  4. Налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений.
  5. Налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налогового органа в порядке ст. 93 НК РФ.
  6. Имеются иные обстоятельства.

Важно!

Конституционный Суд РФ в п. 4 Определения от 09.11.2010 N 1434-О-О подчеркнул, что перечень оснований является открытым.

«Иные обстоятельства» для продления проверки

При наличии «иных обстоятельств», необходимость и сроки продления выездной проверки определяются налоговыми органами, исходя из (пп. 6 п. 4 Оснований и порядка продления):

  • длительности проверяемого периода;
  • объема проверяемых документов;
  • количества налогов и сборов, по которым назначена проверка;
  • количества осуществляемых вами видов деятельности;
  • разветвленности вашей организационной структуры;
  • сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что практически любая выездная проверка может быть продлена. Однако продлить проверку можно только до 6 месяцев и согласно п. 6 ст. 89 НК РФ только в исключительных случаях.

Исключительные случаи для продления проверки до 6 месяцев

Налоговый кодекс РФ не определяет, какие случаи являются исключительными. Налоговые органы решают этот вопрос по собственному усмотрению.

В тоже время согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О понятие исключительного случая не является неопределенным, а признается таким исходя из фактических обстоятельств конкретной налоговой проверки, с учетом толкования данного термина, сложившегося в правоприменительной практике. Поэтому у налогоплательщика, полагающего, что причины продления срока выездной проверки до шести месяцев не являются исключительными, есть шанс признать такое решение налогового органа о продлении выездной налоговой проверки незаконным в судебном порядке.

Из зала суда:

Налоговый орган продлил выездную налоговую проверку на срок до 6 месяцев, указав на следующие исключительные обстоятельства:

  • Необходимость допроса сотрудников налогоплательщика, которые были уволены либо находились в административных отпусках, в связи с чем допросы на рабочих местах были невозможны.
  • Необходимость привлечения специалиста для квалификации строительно-ремонтных работ, выполненных для налогоплательщика по договорам подряда. При этом инспекция утверждала, что привлеченный специалист мог выполнить работы только в определенный срок, для чего потребовалось продлить срок проверки до шести месяцев. Стоимость аналогичных услуг специалистов иных организаций была бы в несколько раз выше.

Суд не признал данные обстоятельства исключительными, так как установил, что наряду с неоднократным приостановлением проверки, налоговый орган допустил следующее (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 N А43-17631/2012):

  • повестки были направлены за пределами срока проверки с учетом его продления до 4-х месяцев, при этом инспекция не доказала невозможность проведения допросов в пределах основного срока налоговой проверки;
  • не представлены доказательств обращения в иные организации в более ранний период.

В Постановлении апелляционной инстанции указано также, что цена оказываемых специалистом услуг не является исключительным обстоятельством для продления срока проверки и относится к организационным проблемам инспекции.

Проверка организаций, имеющих обособленные подразделения

Конкретные сроки продления выездной налоговой проверки установлены лишь при проверке организаций, имеющих обособленные подразделения. Проверка может быть продлена (пп. 4 п. 4 Оснований и порядка продления):

  1. До 4-х месяцев, если:
  • обособленных подразделений от 4 до 9;
  • обособленных подразделений меньше 4, но доля налогов, которые приходятся на эти подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации;
  • До 6 месяцев, если обособленных подразделений 10 и более.
  • Понравилось? Лайкни нас на Facebook