Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице Служение в Китае и Индии

В книгу вошли избранные выступления, беседы, статьи и письма архиепископа Нафанаила (Львова; 1906-1985) известного богослова, проповедника, церковного писателя и публициста Русского зарубежья. Они посвящены самым разнообразным вопросам веры, науки, культуры и нравственности. Многие его слова обращены к православной молодежи.

Приводим предисловие книги.

Предисловие

Своеобразен жизненный путь архиепископа Нафанаила (в миру Василия Владимировича Львова), выдающегося православного богослова, проповедника и духовного писателя, епископа Русской Зарубежной Церкви, объездившего за годы своего служения полмира - от Китая и Индии до Северной Африки, Германии и Австрии.

Владыка Нафанаил происходил из старинного русского дворянского рода. Он родился в Москве, на Покровке, 30 августа 19 06 года. Его отец Владимир Николаевич Львов был крупным помещиком Самарской губернии, депутатом IV Государственной Думы, предпоследним обер-прокурором Святейшего Синода (март - июль 1917 г.). Он принимал участие в корниловском мятеже, затем недолго жил в эмиграции в Берлине, вернулся на Родину и окончил дни свои в тобольской ссылке. Будущий архиерей учился в гимназии в Санкт-Петербурге, в реальных училищах в Бугуруслане и Томске. Уже в юности ему пришлось пережить немало трудностей и приключений. Тринадцатилетним мальчиком он был старшим мужчиной в семье, бежавшей от наступавших войск Красной Армии из Томска в Маньчжурию (Китай). Там он окончил Харбинское реальное училище (1922), работал рабочим на Китайской Восточной железной дороге (1922–1929), изучал богословие в Свято-Владимирском институте (1928–1931), был келейником и секретарем знаменитого камчатского миссионера архиепископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова), которого называют апостолом Камчатки. Впоследствии дороги учителя и ученика разошлись. Владыка Нестор в 1948 году был арестован, восемь лет провел в сибирских лагерях и вскоре после освобождения, 6 ноября 19 62 года, умер в сане митрополита Русской Православной Церкви.

Еще в Маньчжурии Василий Львов участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым и католическим монахом Тейяром де Шарденом. В 1929 году он принял монашество, в постриге получил имя Нафанаил, был рукоположен в сан иеромонаха. Трудился законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В период с 1935 по 1936 год находился на миссионерском поприще в штате Керала, в Южной Индии. С 1937 по 1939 год был начальником православной миссии на Цейлоне. По возвращении в Харбин он был возведен в сан архимандрита, а в 1939 году вступил в братство Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах (Словакия), был помощником настоятеля монастыря.

В 1945 году он был настоятелем Воскресенского собора в Берлине. Во время войны отец Нафанаил принимал активное участие в духовно-просветительской деятельности Православной Церкви на оккупированной немцами территории. Весной 1945 года он участвовал в спасении так называемых «перемещенных лиц» – советских граждан, оказавшихся в конце войны в Германии. Среди них были люди, добровольно ушедшие с немцами (в том числе священники и бывшие раскулаченные), и угнанные в неволю силой. Все они должны были вернуться на Родину, где в лучшем случае их ожидало спецпоселение, а в худшем – каторга или смерть. Для Сталина они, как и военнопленные, были изменниками. Многие из этих людей догадывались о том, что им грозит, и не хотели ехать назад. Архимандриту Нафанаилу выдача не угрожала, так как он никогда не был гражданином СССР. Но он пришел к английскому полковнику, ведавшему выдачей (все это происходило в английской зоне оккупации Берлина), и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане. Это была ложь, но ложь во спасение. Англичанин поверил и отказался выдавать этих людей, которые затем влились в общий поток «второй эмиграции».

В 1946 году митрополит Анастасий (Грибановский) хиротонисал архимандрита Нафанаила в епископа и Архиерейский Синод назначил его на кафедру епископа Брюссельского и Западно-Европейского.

После 1951 года преосвященный Нафанаил возглавлял епархию Северной Африки с центром в Тунисе. Он провел серьезное исследование о первохристианской церковной истории Северной Африки. Епископ Нафанаил видел необходимость более интенсивной работы с целью расширения церковной жизни в русской среде, оценил возможности и решил строить новый русский храм - кафедральный собор для всего Магриба. Высокообразованный и проникновенный духовный проповедник, отлично знающий европейские языки, епископ Нафанаил увлек за собой всю паству, победив царивший до него здесь скептицизм. Начался приток пожертвований. Лаской и духовным обаянием владыка объединил всех, сумев заинтересовать постройкой церкви и местные гражданские власти. По некоторым данным, в Северной Африке проживало тогда около четырех тысяч русских. Закладку церкви он совершил 11 октября 19 53 года.

С 1954 года владыка окормлял приходы в Маннгейме и в Берлине. В 1966 году он был назначен настоятелем монастыря Преподобного Иова в Мюнхене.

С 1971 года он временно управлял Австрийской епархией, а в 1976 году был назначен епископом Венским и Австрийским. В 1981 году он был возведен в сан архиепископа.

Последние годы владыка Нафанаил по своей слабости и болезненности безвыездно жил в обители Преподобного Иова в Мюнхене, где братия обеспечивала постоянный уход за ним.

Главное, что отличало владыку среди многих, была его неподдельная любовь к людям. Он всегда старался помочь любому человеку, поддержать его, духовно укрепить.

Служил он проникновенно. Голос его был чист и ясен, и каждый приходящий в храм чувствовал высоту и красоту богослужения, которое он совершал. На святую Пасху его радость о воскресшем Христе была так велика, что передавалась всем присутствующим в храме. Каждый прихожанин чувствовал, что возглас владыки «Христос воскресе!» обращен именно к нему.

Владыка Нафанаил особенно славился как выдающийся проповедник. Своими краткими беседами он открывал сердца и многих привел ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем.

Он был редактором «Православного голоса» в Маньчжурии (1934–1937), «Православной Руси» в Карпатах (1939–1945), журнала «Детство во Христе» (1939–1944), «Православных сборников» в Париже (1947–1949), «Церковного голоса» в Германии (1955–1964), «Вестника православного дела» в Германии (1959–1963). Он был автором многочисленных статей в журналах «Хлеб небесный», «Рубеж», «Гун-бао» (Харбин), в различных европейских и американских русских печатных изданиях. Печатался также под псевдонимом А.Нельский.
Будучи истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому, что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную христианскую культуру. Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) он был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года - даты разделения Восточной и Западной Церквей. Он справедливо считал, что в неразделенной Церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник, и основатель монастыря в стране франков были столь же православны, как и их восточные братья и сестры. Это казалось очевидным, но далеко не все «зарубежники» это понимали и принимали.

Уже на склоне лет, в 1975 году (за 10 лет до кончины), владыка Нафанаил получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм Святой Бригитты в Вене. Он попросил у Священного Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой - ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Пока в Синоде думали, как поступить, австрийские власти заволновались - этим странным русским, может быть, вообще храм не нужен? - архиепископ Нафанаил принял решение освятить храм в честь почитаемой им ирландской святой.

В последние годы жизни, полуслепой и лишенный практически возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в обители Преподобного Иова огромную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно провозившихся в Россию.

В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1985 года, после длительной болезни он мирно отошел ко Господу в обители Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт), епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище.

Архиепископ Нафанаил снискал себе всеобщее уважение как проповедник и апологет, один из даровитейших православных писателей ХХ века. Ему принадлежат богословские сочинения, работы о Святой Библии, исторические сочинения, апологетические заметки, полемические работы, направленные на защиту истинного Православия, множество проповедей. В работах архиепископа Нафанаила ответы на вопросы, задаваемые сегодняшним днем, сочетаются со строгой, неукоснительной верностью православной вере и церковному преданию.

Часть обширного литературного наследия владыки Нафанаила собрана в 5-томных «Беседах о Священном Писании и о вере» (Нью-Йорк, 1991–1995). В сборник вошли избранные выступления, беседы, статьи и письма владыки.

Архиепи́скоп Нафана́ил (в миру Васи́лий Влади́мирович Львов ; 30 августа , Москва - 8 ноября , Мюнхен) - епископ Русской православной церкви заграницей , архиепископ Венский и Австрийский .

Биография

Детство и молодость

Родился 30 августа 1906 года в Москве, на Покровке в дворянской семье

Оказавшись в Харбине, окончил в 1922 году Харбинское реальное училище. В 1922-1929 годы работал рабочим на Китайско-Восточной железной дороге .

Служение в Китае и Индии

В 1924-1938 года был личным секретарём епископа Камчатского Нестора (Анисимова) .

30 апреля 1929 года был пострижен в малую схиму с именем Нафанаил. 2 мая того же года был рукоположён в сан иеродиакона . 28 августа того же года рукоположён в сан иеромонаха . .

В 1929-1933 годы служил помощником настоятеля подворья Камчатской епархии в Харбине; настоятелем был епископ Нестор. 1 мая 1930 года награждён набедренником . 29 июня 1932 года награждён наперсным крестом. 1 октября 1933 года возведён в сан игумена . В 1933-1939 годы служил настоятелем церкви и законоучитель при детском приюте в Харбине .

Сотрудничал со Всероссийской Фашистской партией К. В. Родзаевского , «ибо фашизм ставит борьбу с темными силами зла своей первой задачей». Был членом созданной по инициативе ВФП Православной Комиссии по международной борьбе с безбожием, выступал с лекциями и беседами на собраниях партийного актива. В 1934 году подготовил специальное исследование об эмблеме ВФП - свастике , назвав ее «крестом, проникнутым знаком силы и духовной борьбы» .

Вместе с архиепископом Нестором в качестве его секретаря и келейника принимал участие в ряде миссионерских путешествий в Индию и на Цейлон . В 1935-1936 годы находился в Керале в Южной Индии. В 1935-1939 годы был начальником православной миссии в городе Коломбо на острове Цейлон . В 1936 году возведён в сан архимандрита . В основном он занимался не миссионерской работой, а русскими и греческими общинами в Коломбо. Обещанная финансовая поддержка Миссии никогда не поступила .

Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе с известным французским философом и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом . В 1935 году собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена .

Деятельность в Европе в 1938-1945 годы

С 14 по 24 августа 1938 года принимал участие во Втором Всезарубежном соборе в Сремских Карловцах (Югославия) .

После собора задержался в Сербии. Жил некоторое время в Монастыре Туман. В Сербии его заставило начало второй мировой войны .

В ноябре 1939 года «после долго-временного блуждания по свету» поступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (на русский манер также именовалось Владимирово) . Трудился в издательстве и Типографском братстве . Осенью 1940 года была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для русского зарубежья и освобожденной в будущем от советской власти родины, в качестве одного из преподавателей которых рассматривался архимандрит Нафанаил . Редактировал издание «Православная Русь » (1941-1945), участвовал в издании богослужебной и просветительской литературы для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1941 - начале 1942 годы были выпущены написанные архиманритом Нафанаилом учебники для начальных школ по Ветхому и Новому Завету, апологетическая брошюра «Беседы о Боге и духовном мире» .

Еще в сентябре 1941 году правительство Словакии выразило пожелание, чтобы Православная Церковь в этой стране была некоей автономной единицей, более опосредованно входящей в РПЦЗ, по возможности с собственным епископом, имеющим подданство Словакии. 8 сентября 1942 года германское посольство сообщало в Берлин: «Архимандрит Нафанаил Ладомировский несмотря на неблагосклонную позицию правительства пытается основать епископскую кафедру в Прессбурге [Братиславе], чтобы таким образом содействовать распространению Русской Церкви. В качестве епископа он рассматривает себя самого. Если же этому плану не суждено осуществиться, то он собирается основать епископскую кафедру в Вене и оттуда окормлять Словакию». Осуществить этот план не удалось .

В 1943 году по требованию германских властей в Словакии был создан лагерь для пойманных беглецов из лагерей военнопленных или с принудительных работ, не сумевших достать необходимых документов, на 105 человек. Архимандриту Нафанаилу (Львову) удалось устроить там временную церковь и трижды провести богослужение, но затем словаки выдали всех заключённых Германии . По воспоминаниям митрополита Виталия (Устинова) : «Я тогда бесконечно спорил с Вл. Нафанаилом, тогда еще Архимандритом. Мы спорили невероятно, так как он был исполнен какой-то патологической неприязнью ко всему Германскому народу и конечно Гитлеру» .

Ввиду приближения советских войск, в соответствие с указанием Первоиерерха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) , братия монастыря в Ладомировой приняла решение бежать на Запад. В день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа по новому стилю) была отслужена божественную литургию и напутственный молебен, после чего они уехали в Братиславу. 4 января 1945 года братство вместе с сопровождавшими лицами в количестве 49 человек выехало из Братиславы в Берлин, куда прибыло на следующий день . Вёл пастырскую работу среди русских беженцев и военнопленных в Германии .

В начале февраля основная часть братии уехала в Баварию, но архимандрит Нафанаил и иеромонах Виталий (Устинов) остались в Берлине . Исполнял обязанности настоятеля Воскресенского собора в Берлине .

30 апреля они покинули Бердлин: «Когда мы уходили пешком из Берлина, в то время, как весь почти город был уже в советских руках, мы зашли по дороге в лагерь, расположенный на северо-запад от города. Под трекотню пулеметов, под перестрелку немецких засад и советских танков, бывших уже в полукилометре от этого лагеря, мы с 12 ч. дня до 5 ч. вечера совершали там вечерню, крестины, панихиды и молебны. Несколько человек остов пошло с нами в наш пешеходный путь из Берлина. Мы же унесли оттуда навсегда, сияющую, несмотря на весь ужас пережитого, яркую память о наибольшей духовной близости с нашим народом, о его ярком духовном горении». Через несколько дней они добрались до Гамбурга, где стали служить в местной русской церкви . Вскоре архимандрит Нафанаил был назначен настоятелем православного прихода в Гамбурге и благочинным приходов в Британской зоне оккупации Германии .

Вместе с иеромонахом Виталием (Устиновым) активно содействовал спасению от насильственной репатриации «перемещённых лиц » из числа советских граждан в Британской оккупационной зоне . Некоторые из перемещённых лиц ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц », однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны около 600 человек, находившихся в лагере под Гамбургом . Он подтвердил, что все они являются польскими гражданами и поэтому не подлежат выдаче . Таким образом он добился вывоза невозвращенцев в польский лагерь .

Архиерей

10 марта 1946 года в Женевском Крестовоздвиженском храме хиротонисан во епископа Брюссельского и Западно-Европейского . Хиротонию совершили митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Иероним (Чернов) . 27 марта того же года П. Е. Ковалевский написал в дневнике: «Епископ Нафанаил будет жить в Гамбурге и Брюсселе и примет в своё заведование приходы, отошедшие от митрополита Серафима» .

В 1946-1950 годы был председателем попечительского совета кадетского корпуса в Версале. В 1947-1950 годы был духовным руководителем молодёжной организации «Витязи» . В -1949 годы также редактировал «Православные сборники» в Париже .

В 1949 году предпринял попытку основать во Франции две монашеские обители: одну - в городе По в Южной Франции, создание которой было поручено иеромонаху Пантелеймону (Рогову) ; другую - недалеко от Парижа , в Озуар-ля-Феррьер под началом игумена Никодима (Нагаева) . Однако оба этих начинания успеха не имели .

В 1950 году освобождён от управления Западноевропейской епархии и должности постоянного члена Архиерейского Синода РПЦЗ и назначен викарным епископом Гаагским, управляющим приходами РПЦЗ в Великобритании и Нидерландах. В 1951 году был редактором журнала «Голос Церкви» .

24 ноября 1952 года назначен настоятелем Воскресенской церкви в Тунисе и администратором приходов РПЦЗ в Северной Африке . Провёл исследование о первохристианской церковной истории Северной Африки. Епископ Нафанаил видел необходимость более интенсивной работы с целью расширения церковной жизни в русской среде .

В 1953 году одним из его клириков обвинён в том, что имел любовницу, которая родила ему двоих детей . Синод лишил епископа Нафанаила занимаемой им кафедры и отправил его на покой, и как писал Глеб Рар «Епископ Нафанаил вплоть до 1971 г. <…> не имел права быть настоятелем в каком-либо приходе, не говоря уже о том, чтобы возглавлять епархию». При этом Глеб Рар характеризовал епископа Нафанаила как: «редкостного проповедника, молодого ещё, образованного и энергичного человека» .

В 1958 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Покровского прихода в Берлине, который с 1953 года не имел настоятеля и причта. За недолгое время своего настоятельства епископ Нафанаил успел наладить богослужебную жизнь общины, снабдить храм всем необходимым для богослужения, обустроить церковный хор и библиотеку, создать небольшую воскресную школу с преподаванием Закона Божия, русского языка и пения. Несмотря на такие успехи, вскоре он был снят с должности исполняющего обязанности настоятеля . Также окормлял приход в Мангейме .

24 сентября 1974 года назначен епископом Венским, управляющим епархией РПЦЗ в Австрии на правах викарного епископа. Продолжал жить в Мюнхене .

В день святого великомученика Димитрия Солунского , в субботу 8 ноября 1986 года , после длительной болезни мирно почил в обители преподобного Иова. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич) , архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт) , епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден , где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище у церкви Святой Елизаветы .

Семья

Принадлежал к дворянскому роду Львовых , на протяжении столетий владевшему поместьями вокруг Торжка .

  • Отец - Владимир Николаевич Львов ( -) - член Государственной думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода во Временном правительстве (), активный деятель «сменовеховского» и «обновленческого» движений в 1920-е годы. В был выслан в Томск , где скончался в тюремной больнице.
  • Мать - Мария Алексеевна, урождённая Толстая ( - или , Харбин).

Братья:

  • Николай Владимирович ( -1942) - участник Гражданской войны на стороне белых. Позднее неоднократно арестовывался, желая скрыть прошлое, сменил фамилию на Корзухина, жил в городе Торжке . В 1941 был мобилизован в Красную армию, попал в плен. По данным НКВД , сотрудничал с немцами, был захвачен партизанами и переправлен в Москву, где расстрелян по обвинению в измене Родине. Посмертно реабилитирован.
  • Григорий Владимирович ( -1941, Гонконг).
  • Иван Владимирович ( -) - вместе с семьёй с жил в Харбине. Работал стенографом, в открыл школу, в которой преподавались английский язык, стенография, машинопись, бухгалтерский учёт. В его жена с годовалым сыном вернулись в СССР . И. В. Львов также приехал в СССР (но под фамилией Осипов), преподавал английский язык во Владивостоке . В был арестован по обвинению в шпионской деятельности и расстрелян в следующем году. Посмертно реабилитирован.

Сестра - Мария Владимировна ( - , Сан-Франциско). Жила в эмиграции в Харбине, после смерти матери переехала в США.

Публикации

  • Братство святой Руси. // «Святая Русь». Харбин, б. г. . С. 13-16.
  • Страничка из жизни обители преп. Иова // «Хлеб небесный». 1940, июль. Харбин.
    • перепечатано в: Страничка из жизни обители преподобного Иова // «Православная жизнь». 1996. No 7. с. 21-27
  • Краткая священная история. Руководство для учащихся. Владимірова: [Типографское Братство преп. Iова Почаевскаго], 1941.
  • Беседы о Боге и духовном мире. Владимирова: Типографское Братство преп. Iова Почаевскаго. [между 1941/1944]
  • Летопись церкви. Церковно-литературный сборник. Вып. 1. Сост. архимандриты Серафим и Натанаиль. Владимирова/Словакия: Типографское Братство преп. Иова Почаевскаго, 1943. 64 с.
  • Семь святых таинств (Апологетическая повесть) // За веру. Вып. 7. - Владимирово , 1944. - 66 стр. (под псевдонимом А. Нельской )
    • второе издание - Семь святых Таинств. Апологетическая повесть. Монреаль: Изд-во Братства преп. Иова Почаевского в Канаде, 1972. - 109 стр. (под псевдонимом А. Нельской ; серия «Библиотека православного читателя»)
    • третье издание - Семь Святых Таинств. Церковь как восстановление подлинного человека. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 384 стр.
  • Очерки жизни русских в Германии (1942-1947 гг.) // «Православная Русь». 1947. № 7. С. 9-10. (под псевдонимом Е. Нельский )
  • О судьбах Русской Церкви заграницей: (ответ священнику о. Александру Шмеману) - Jordanville, N. Y. : Holy Trinity monastery, 1949
  • «Христианство и иудейство» // «Православный путь». Джорданвиль. 1950. с. 92-113.
  • Святые праведные Авраам, Моисей и Илия как подготовители человеческого спасения: (к воплощению Бога Слова) - Мюнхен: Обитель преп. Иова Почаевского, 1953. - 18 стр.
  • Жития святых. Мюнхен, 1969-1972.
  • Отец Архимандрит Корнилий. К пятилетию со дня кончины. Краткое жизнеописание. Мюнхен-Оберменцинг, 1971.
    • Перепечатано в Вестнике Германской епархии. 1996. № 6. стр. 17-25
  • О путешествиях в космосе . - Мюнхен: Обитель преп. Иова Почаевского, 1972. - 12 стр.
  • «Примечания епископа Нафанаила к труду о. Сергия Желудкова „Почему я христианин“» // Сергий Желудков «Почему и я - христианин». Франкфурт-на-Майне: Посев, 1973, стр. 289-324
  • «Воспоминания о борьбе с насильственной репатриацией в Гамбурге в 1945» // «Православная Русь», Джорджанвилль, 1975, № 18. стр. 12-15
  • «Краткий очерк истории и этнографии Вьетнама» // «Голос Зарубежья». № 4 Март 1977. Мюнхен, стр. 31-34
  • Если бы не было революции // «Русское возрождение». Париж - Москва - Нью-Йорк. 1978. № 4.
  • Воспоминания о борьбе: Краткая биография новоизбранного первоиерарха // «Православная Русь». - 1986. - № 2. - С. 3
  • Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви: В 5 т. Нью-Йорк, Изд. Комитета русской православной молодежи за границей, 1991-1995.
  • Страничка из жизни обители преподобного Иова // Православная жизнь. 1996. № 7. с. 21-27.
  • Из истории Карфагенской Церкви. Тертуллиан. // Альфа и Омега. № 12. 1997. с. 76-89.
    • перепечатано в: Патристика: Новые переводы, статьи / авт. предисл. А. Сидоров; общ. ред. М. Журинская. - Нижний Новгород: Изд. Братства св. кн. Александра Невского, 2001. - 360 с. -

Биографии 05.03.2009 21:07

АРХИЕПИСКОП НАФАНАИЛ (ЛЬВОВ)

Архиепископ Нафанаил (в миру Василий Владимирович Львов ) родился в Москве 30 августа 1906 года. Тринадцатилетним мальчиком он был старшим мужчиной в семье, бежавшей от наступавшей Красной Армии из Томска в Манчжурию (Китай). Там он окончил Харбинское реальное училище (1922), работал рабочим на Китайской Восточной железной дороге (1922-1929), изучал богословие в Свято-Владимирском институте (1928-1931), был келейником и секретарем камчатского миссионера архиепископа Нестора (Анисимова).

В 1929 году он принял монашество, в постриге получил имя Нафанаил, был рукоположен в сан иеромонаха. Трудился законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. С 1935 по 1936 год находился на миссионерском поприще в штате Керала, в Южной Индии. С 1937 по 1939 год был начальником православной миссии на Цейлоне. По возвращении в Харбин он был возведен в сан архимандрита, а в 1939 году вступил в братство Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах (Словакия), был помощником настоятеля монастыря.

В 1945 году он был настоятелем Воскресенского собора в Берлине. Во время Второй мировой войны отец Нафанаил принимал активное участие в духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви Заграницей («РПЦЗ») на оккупированной немцами территории СССР. По окончании войны он участвовал в спасении так называемых «перемещенных лиц» - советских граждан, добровольно ушедших с немцами от коммунизма. В соответствии с Ялтинским договором, заключённым Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем в феврале 1945 г., все они должны были вернуться в СССР (в случае отказа - насильно), где в лучшем случае их ожидало спецпоселение, а в худшем - смерть или Гулаг (т.е. тоже, в конце концов, смерть). Для Сталина они, как и военнопленные и прочие советские граждане, увидевшие Запад, были «изменниками родины». Многие из этих людей были убеждённые антикоммунисты, и не хотели ехать назад. Архимандриту Нафанаилу выдача не угрожала, так как он никогда не был гражданином СССР. Но он пришел к английскому полковнику, ведавшему выдачей (это происходило в английской зоне Берлина), и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане.

В 1946 году митрополит Анастасий (Грибановский) хиротонисал архимандрита Нафанаила в епископа и Архиерейский Синод РПЦЗ назначил его на кафедру епископа Брюссельского и Западно-Европейского.

После 1951 года преосвященный Нафанаил возглавлял епархию Северной Африки с центром в Тунисе. По некоторым данным, в Северной Африке проживало тогда около четырех тысяч русских. Закладку церкви он совершил 11 октября 1953 года.

С 1954 года владыка окормлял приходы в Маннгейме и в Берлине. В 1966 году он был назначен настоятелем монастыря Преподобного Иова в Мюнхене.

С 1971 года он временно управлял Австрийской епархией, а в 1976 году был назначен епископом Венским и Австрийским. В 1981 году он был возведен в сан архиепископа.

Служил он проникновенно. Голос его был чист и ясен, и каждый приходящий в храм чувствовал высоту и красоту богослужения, которое он совершал. На святую Пасху его радость о воскресшем Христе была так велика, что передавалась всем присутствующим в храме. Каждый прихожанин чувствовал, что возглас владыки «Христос воскресе!» обращен именно к нему.

Владыка Нафанаил особенно славился как выдающийся проповедник. Своими краткими беседами он открывал сердца и многих привел ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем.

Он был редактором «Православного голоса» в Манчжурии (1934-1937), «Православной Руси» в Карпатах (1939-1945), журнала «Детство во Христе» (1939-1944), «Православных сборников» в Париже (1947-1949), «Церковного голоса» в Германии (1955-1964), «Вестника православного дела» в Германии (1959-1963). Он был автором многочисленных статей в журналах «Хлеб небесный», «Рубеж», «Гун-бао» (Харбин), в различных европейских и американских русских печатных изданиях. Печатался также под псевдонимом А. Нельский.

В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1986 года, после длительной болезни, он мирно отошел ко Господу в обители Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене.


(30.08.1906–8.11.1986)

Архиепископ Нафанаил (Львов) - епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Венский и Австрийский.

Духовный писатель, автор богословских сочинений, работ о Библии , исторических сочинений, апологетических заметок, полемических работ, направленных на защиту православия, проповедей.

Детство и молодость

Учился в гимназии в Санкт-Петербурге, продолжил обучение в реальных училищах в Бугуруслане и Томске.

После революции вместе с матерью и младшими братьями выехал в эмиграцию в Китай.

В 1922 году окончил Харбинское русское реальное училище. В 1923—1929 был рабочим на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД). Служение в Китае и Индии

В 1928—1931 годы изучал богословие в Свято-Владимирском институте, был келейником и секретарём архиепископа Нестора (Анисимова).

В 1929 году был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеромонаха. В 1933 году рукоположён в сан игумена.

В 1934 году окончил Высшие богословские курсы в Харбине.

Был настоятелем церкви и законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине.

В 1934—1937 — редактор издания «Православный голос».

Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе с известным французским философом и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом. В 1935 году собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена.

В 1935—1936 годы занимался миссионерской деятельностью в Керале (Индия).

В 1936 году возведён в сан архимандрита.

В 1937—1939 годы — начальник православной миссии на Цейлоне.

В 1938 году был участником 3-го Всезарубежного собора. Деятельность во время Второй мировой войны

Перед Второй мировой войной переехал в Европу, жил в Словакии, где был помощником настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, редактировал издание «Православная Русь», издавал богослужебные и просветительские книги для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1939—1944 — редактор журнала «Детство во Христе». Эмигрировал на Запад при приближении советский войск в 1944 году.

В 1945 году назначен настоятелем Воскресенского собора в Берлине.

Принимал участие в спасении «перемещённых лиц» из числа советских граждан, которые по разным причинам оказались в Германии во время войны. Некоторые из них ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц», однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны около 600 человек, находившихся в лагере под Гамбургом. Он подтвердил, что все они являются польскими гражданами и поэтому не подлежат выдаче. В этой деятельности архимандриту Нафанаилу помогал иеромонах Виталий (Устинов), затем ставший митрополитом Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) Архиерей

10 марта 1946 года в Женеве хиротонисан во епископа Брюссельского и Западно-Европейского. Хиротонию совершили и епископом Иероним (Чернов).

В 1947—1949 годы также редактировал «Православные сборники» в Париже.

В 1948 году служил панихиду во время Франко-славянской манифестации в Париже.

С 1951 года — епископ Престона и Гааги, жил в Англии.

С 1952 года — администратор приходов РПЦЗ в Северной Африке, изучал церковную историю этого региона в первые века христианства. Стал инициатором строительства кафедрального Воскресенского собора в Тунисе, добившись поддержки прихожан в этом вопросе.

Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен ряда святых, прославленных на Западе до 1054 года — даты разделения Восточной и Западной церквей.

В 1953 году одним из его клириков обвинён в том, что имел любовницу, которая родила ему двоих детей. Митрополит Анастасий обвинениям не поверил и санеа его не лишил.

С 1954 года жил в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, окормлял приходы в Мангейме и Берлине, преподавал Ветхий и . Был редактором «Церковного голоса» (1955—1964) и «Вестника православного дела» (1959—1963).

С 1966 по 1980 год — настоятель монастыря преподобного Иова Почаевского.

С 1961 года до смерти состоял членом Свято-Князь-Владимирского братства, неоднократно председательствовал на его Общих собраниях, с 1964 по 1978 состоял в правлении Братства.

С 1971 года — временно управляющий Австрийской епархией, с 1976 года — епископ Венский и Австрийский.

В 1975 года получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм святой Бригитты в Вене. Он попросил у Архиерейского Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Однако ответ из Синода долго не поступал, австрийские власти настаивали на скорейшем решении вопроса, и владыка Нафанаил по своей инициативе освятил храм в честь почитаемой им ирландской святой.

В 1981 году возведён в сан архиепископа.

В конце жизни жил на покое в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Полуслепой и практически лишённый возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в этой обители значительную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно переправлявшихся в СССР.

В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1986 года, после длительной болезни мирно почил в обители преподобного Иова. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт), епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище у церкви Святой Елизаветы.

Современники отзывались о владыке Нафанаиле как о высокообразованном религиозном деятеле, проникновенном духовном проповеднике. По их воспоминаниям:

«своими краткими беседами он открывал сердца и многих привёл ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем».

Труды

  • Краткая священная история. Владимирово, 1941.
  • Семь святых таинств (Апологетическая повесть) // За веру. Вып. 7. — Владимирово (Ладомирова), 1944. (под псевдонимом А. Нельский) (второе издание — Монреаль. 1972).
  • О судьбах Русской Церкви Заграницей. 1949.
  • Доклад епископа Нафанаила представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки, 1953.
  • Слово архиепископа Венского и Австрийского Нафанаила (Львова; + 1986 г.) в Неделю 13-ую по Пятидесятнице
  • Жития святых. Мюнхен, 1969—1972.
  • Отец архимандрит Корнилий. Мюнхен, 1971.
  • Путешествие в космос. Мюнхен, 1972.
  • Беседы о Священном Писании и о вере. Нью-Йорк, 1991—1995.
  • Ключ к сокровищнице. М., 2006.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook