Методы обучения дошкольников учебно-методический материал на тему. Методика обучения дошкольников Наглядный метод обучения в детском саду

В современных учебно-воспитательных учреждениях за последние годы значительно расширился арсенал средств обучения, применяемых учителями и воспитателями в своей работе. Средства обучения постоянно совершенствуются в соответствии с уровнем развития науки и техники. Качество современного учебно-воспитательного процесса тесно связанно с коренными улучшениями в технологиях, методах обучения и воспитания, что в свою очередь засвистит от применения педагогами комплекса технических средств обучения (ТСО).

Широкое применение ТСО одна из закономерностей, характеризующих современный учебный процесс в переживаемую нами эпоху всеобщей информатизации общества, которая ставит новые проблемы пред системой образования и воспитания подрастающего поколения.

Использование на занятиях с детьми компьютера, телевизора, видеомагнитофона должно приводить к совершенствованию процесса обучения.

В настоящее время для обучения дошкольников широко используют такие наглядные методы как: «Обучающие и развивающие» видеофильмы и мультфильмы; презентации.

Технологии презентаций

Прогресс в области информационных технологий (ИТ) сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разрабатываемые на основе мультимедийных технологий, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.

Использование ИТ может преобразить современные занятия, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к занятиям. Использование презентаций могло бы решить проблему дефицита наглядности. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при фронтальной работе с группой.

Технология презентаций все шире используется как средство предъявления детям учебного материала: иллюстраций; фотографий; анимации; вопросов и заданий и т.д. Есть возможность самостоятельно создавать необходимые материалы, планировать их применение по личной программе, оптимизируя тем самым, познавательную деятельность старших дошкольников.

При проведении занятий с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала детьми, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

Развивающие мультфильмы

Развивающие мультфильмы от обычных отличаются тем, что их герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь. Однако они далеки от компьютерных игр тем, что ребенку достаточно просто смотреть на экран. Как правило, дети, даже самые маленькие, стараются повторять слова вслед за героями мультфильмов, разговаривать с персонажами (отвечая на их вопросы) и позже удивляют родителей своими знаниями.

Существуют мультфильмы, рассчитанные на разный возраст ребенка – от 5 месяцев до 10 лет. И если с мультфильмами для детей более старшего возраста все понятно, для 5 – 10 летних мальчиков и девочек продаются конкретные обучающие программы в игровой форме по математике, истории, географии и т.д., то к малышам нужен более тонкий подход.

Обучающие видеофильмы.

С их помощью воспитатель формирует представление у детей о динамике явлений природы, росте, развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению занятий. Даже самые пассивные дети способны быстрее воспринимать новое и связывать его с известным старым.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные мультфильмы, сопровождая их своими словами воспитателя «Бэби-Эйнштейн».

К 4 – 5 годам ребенок начинает понимать короткие кинорассказы. Так же как в младшей группе просмотр должен сопровождаться словами воспитателя. Перед просмотром просмотров воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения; экскурсии, связанные с содержанием фильма; читает детям книгу.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виду фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как в средней группе детей готовят к их восприятию, непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагается найти в фильме. После просмотра проводится беседа, цель которой – выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр также с предварительной беседой. Далее необходимо продолжать работы по освоению содержания фильма, используя его пересказ, рисование.

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь учебный материал в образную форму.

Педагогу предлагается использовать литературные произведения или сочинять рассказы из личного жизненного опыта. Воспитатель, озвучивая рассказ для детей, передает свое отношение к той истории, которую повествует. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа воспитатель должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности . Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

  • познавательная;
  • этическая;
  • вступительная;
  • обобщающая.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

  • речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
  • повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
  • постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

  • объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения;
  • указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей , творческого воображения, познавательной активности.

На занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.

«Интерактивная среда как современное средство развивающего обучения дошкольников»

Стороженко А.Ф.

методист ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»,

тьютор регионального образовательного проекта

«Региональный центр компетенций:

Интерактивная среда обучения»

г.Жигулевск Самарской обл.

Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования. Сегодня мы уже не обходимся без применения технических средств обучения и компьютерных технологий. Это во многом упрощает и экономит время, вносит разнообразие в образовательную деятельность. Не секрет, что качество проведения образовательной деятельности в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с образами.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала. На смену традиционным интерактивным доскам с ограниченной функциональностью приходят интерактивные доски НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, отличительной особенностью которых является тактильность (сенсорность) - управление пальцами рук, без использования специальных маркеров, а также возможность одновременной работы не менее трех пользователей.

Электронная доска Elite Panaboard является замечательным инструментом, привлекающим внимание дошкольников. Она облегчает и ускоряет подготовку эффектных наглядных пособий и способствует внедрению активного стиля обучения. Такой стиль превращает процесс обучения в настоящее удовольствие, как для воспитателя, так и для детей. Совместное применение доски, компьютера, подключенного к сети Интернет, и проектора дает возможность использовать всю имеющуюся в сети информацию в течение непосредственно образовательной деятельности или при ее подготовке. Распознавание двух - трех касаний одновременно (доски Elite Panaboard UB-T580 или Elite Panaboard UB-T880) позволяет использовать управление жестами или организовать совместную работу у доски нескольких детей. Очень удобно, что доска распознает одновременные касания пальцем или любым другим предметом по всей поверхности без деления на отдельные рабочие зоны, при этом не требуется переходить в специальный "многопользовательский" режим.

Интерактивная доска Panaboard разработанная специалистами Panasonic специально для образовательных учреждений имеет матовое пластиковое покрытие, обеспечивающее наилучшее качество изображения с проектора. Она устойчива к повреждениям, что позволяет использовать магнитные фишки для крепления наглядных материалов, когда доска не используется, как интерактивная, и безболезненно предоставлять ее детям для самостоятельной деятельности.

Электронный маркер сделан максимально прочным и устойчивым к случайному повреждению, эргономический дизайн делает его удобным инструментом для работы. Боковая кнопка на корпусе маркера работает как правая клавиша мыши, делая управление любыми приложениями с интерактивной доски более удобным.

Программное обеспечение для интерактивных досок Panaboard разрабатывается в России, его отличает простота настройки и освоения, интуитивно понятный русскоязычный интерфейс. Данное ПО состоит из двух частей – Elite Panaboard Software и Elite Panaboard Book .
Elite Panaboard software - это набор инструментов для создания и редактирования учебных и презентационных материалов. Плавающая панель инструментов может располагаться в любой части экрана вне зависимости от того, какое приложение управляет активным окном. Инструменты рисования, лупа, затемнение экрана (для скрытия правильных ответов), экранная клавиатура, подсветка экрана помогают взрослому в подаче материала. Возможность переместить рабочее окно вниз удобно для детей дошкольного возраста. С помощью инструмента записи экрана можно записать все происходящие действия на доске и сохранить в виде отдельного файла. При подключенном к ПК микрофоне видеозапись можно комментировать. Электронная доска Elite Panaboard позволяет использовать материалы, созданные в различных программах (PowerPoint, Word, Excel и пр.) В процессе образовательной деятельности, презентации можно рисовать поверх изображения, делать пометки, чтобы обратить внимание на важный фрагмент.
Elite Panaboard Book позволяет педагогам создавать собственные многостраничные интерактивные занятия, в том числе готовить их заранее на другом компьютере, например, домашнем. Использование изображений из встроенной галереи позволяет педагогу сэкономить время при подготовке непосредственно образовательной деятельности (НОД). Большие возможности вставки собственных изображений позволяют встроить имеющиеся цифровые наглядные пособия в интерактивный процесс обучения, позволяет добавлять видео и флеш-анимации (в том числе управляемые) прямо на страницу занятия, а не открывать их в сторонних приложениях, как другие добавленные файлы. Функция добавления на страницы ссылок на файлы, открывающихся в других приложениях, очень востребована - результат работы можно продемонстрировать детям, затратив как можно меньше времени на открытие нужного файла. Дополнительное преимущество при управлении имеющимися на странице объектами дает возможность использования боковой кнопки на корпусе маркера в качестве правой кнопки мыши. Копировать и вставлять объекты, получать доступ к выпадающим меню можно привычным большинству пользователей образом. Боковая кнопка маркера позволяет изменять параметры некоторых инструментов. Программное обеспечение Elite Panaboard Book не требует сложных настроек, и на освоение основных функций не потребуется много времени.

Существенную помощь воспитателям оказывают коллекции готовых ресурсов, созданные с помощью программы итнерактивной доски - «PebSTUDIO- Детский сад» . Для решения проблемы методического и дидактического обеспечения мы в своем учреждении начали формировать электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по различным образовательным областям.

Созданные учебно-игровые электронные средства обучения (ЭСО) мы подразделили по своему методическому назначению на:

Обучающие программные средства , методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

Программные средства (системы) тренажёры , предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала, и предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

Программы, предназначенные для контроля уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства .

Демонстрационные программные средства , обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Программные средства , используемые для организации коррекционной работы , имеющие целью развитие внимания, мышления, памяти, речи и т.д.

Все ЭСО, используемые в образовательном процессе, соответствуют общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Использование в работе ЭСО позволяет воспитателю по ходу ведения образовательной деятельности поэтапно выводить необходимый материал на экран и рассматривать основные вопросы изучаемой темы. В случае использования слайда-задания можно организовать обсуждение поставленного вопроса и подводить его итоги. В случае необходимости воспитатель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужный материал. Эти возможности ЭСО позволяют максимально настраивать любой имеющийся обучающий материал под конкретную образовательную деятельность в конкретной возрастной группе.

ЭСО являются источником информации и рационализируют формы преподнесения учебной информации. Повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события. Организуют и направляют восприятие, обогащают круг представлений воспитанников, удовлетворяют их любознательность. Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам воспитанников, создают эмоциональное отношение детей к учебной информации. Усиливают интерес детей к обучению путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов и делают доступным для детей такой материал, который без технических средств обучения недоступен. Активизируют познавательную деятельность воспитанников, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности и являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний. Иллюстрируют связь теории с практикой и создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному). Экономят учебное время (порой до15-20 %), энергию педагога и воспитанников за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем педагог.

Педагоги нашего учреждения убедились, что целенаправленное и систематическое использование созданных в учреждении ЭСО (интерактивных дидактических игр и тренажеров, представляющие собой коллективную или индивидуальную деятельность в условиях смоделированных ситуаций, и направленных на формирование умений, знаний и навыков дошкольников) в сочетании с традиционными методами, позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставленных знаний. Такое комплексное использование электронных средств обучения всех видов создаёт благоприятные условия для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности.

Мышление человека основано на создании идеальных образов действительности, которые мы воспроизводим в уме. Эти образы формируются под влиянием жизненного опыта. Чтобы ребенок понял такие абстрактные понятия, как величина, цвет, число, размер и т. д., он должен видеть реальные предметы, держать их в руках, совершать с ними разнообразные операции. Особое значение приобретает наглядно-практический метод в обучении дошкольников, так как у них еще не сформировано логическое мышление.

Возрастные особенности

С 3 до 7 лет развитие ребенка проходит очень интенсивно. Малышам свойственна любознательность и желание исследовать окружающий мир. Они задают множество вопросов, пытаются приобщиться к миру взрослых через ролевые игры, подражание. Центральным новообразованием дошкольного периода становится воображение, т. е. умение создавать образы в уме.

Однако оно нуждается во внешней опоре. Малышам необходимо зрительно увидеть явление или предмет, чтобы потом представить его. Сравнение, обобщение, классификация возможны только в том случае, если ребенок оперирует реальными игрушками, дидактическими материалами. Выбирая методы и приемы обучения необходимо учитывать эти особенности.

Использование наглядности

Познавательную деятельность у детей можно формировать начиная с первого года жизни. Основные методы и приемы обучения дошкольников делят на три группы: словесные, практические и наглядные. Особенность последних в том, что они не являются самостоятельными, а всегда используются в сочетании с другими методами. Тем не менее значение их достаточно велико, ведь дошкольники нуждаются в чувственно-зрительном восприятии изучаемых объектов.

В группу наглядных методов традиционно включают:

  • Наблюдение, когда дети сосредотачиваются на каком-то явлении или объекте (радуга, снегири на дереве, работа дворника и др.), выделяют его существенные признаки, происходящие с ним изменения.
  • Рассматривание картин, плакатов, схем, макетов, с помощью которых в воображении ребенка формируются статические наглядные образы.
  • Демонстрация мультфильмов, кинофильмов, спектаклей, слайдов, способствующих расширению кругозора и созданию динамических наглядных образов.

Практические методы и приемы обучения дошкольников

Рассматривая с малышами картинки или наблюдая за рыбками в аквариуме, взрослый прибегает к словесному объяснению, беседе. Однако ребенку проще запомнить и осознать те процессы, в которых он принимал непосредственное участие. Одно дело, если мальчик в фильме сравнивал длину бумажных полосок методом наложения. Другое дело, когда дошкольник сам воспроизводит это действие.

Практические методы, направленные на реальное преобразование предметов и дидактических материалов детьми, очень важны в этом возрасте. В их число включают:

  • Упражнение, когда ребенок многократно повторяет разученные действия.
  • Опыты и эксперименты, предполагающие создание специальных условий с целью выявления скрытых качеств объектов или связей между ними.
  • Моделирование, в процессе которого создается обобщенный образ предмета или явления (план комнаты, дом из кубиков, звуковая схема слова).
  • когда дети включаются в воображаемую ситуацию, соревнуются между собой или подражают другим, одновременно развлекаясь и обучаясь.

Связь практических и наглядных методов

Сенсорный опыт - важное условие успешного развития ребенка. Прежде чем у человека сформируются умение решать примеры в уме, он много раз прибегает к помощи собственных пальцев. Эту особенность детей учитывали педагоги, разрабатывая свои дидактические материалы (например, М. Монтессори, супруги Никитины, Б. Зайцев). Кубики со слогами, рамки-вкладыши, буквы из бархатной бумаги служат средством наглядности и при этом с ними можно совершать практические действия, использовать в играх.

Информация, которую ребенок не только увидел, но и прожил, запоминается непроизвольно. Таким образом, наглядно-практические методы в обучении дошкольников играют решающую роль и становятся основой для возникновения логического мышления. Многократное повторение одних и тех же действий с реальными предметами приводит к тому, что малыш начинает воспроизводить их мысленно, замещать оригиналы моделями, схемами.

Дети с общим недоразвитием речи

Особое значение приобретают практические методы в обучении дошкольников с ОНР, у которых существуют трудности со словесным пониманием. Мышление и речь тесно связаны между собой. Невозможность высказать свои мысли и понять взрослого приводит к тому, что ребенок медленно думает, не умеет делать выводы и сравнивать объекты, путается в терминах, испытывает проблемы в понимании символов.

С такими детьми необходимо целенаправленно работать, используя невербальные задания. Специалисты рекомендуют:

  • учить детей составлять предмет из частей (мозаика, пазлы, аппликация);
  • формировать навык обобщения через выявление лишней картинки, группировку различных предметов по одному или нескольким признакам;
  • развивать воображение, предлагая детям превратить пятно или геометрическую фигуру в понятный рисунок;
  • работать над формированием образного мышления (узнавать предметы по контуру, рисовать план комнаты или игровой площадки, строить дома из конструктора по схеме).

Дидактические игры

Детям проще усваивать информацию, когда она подается в занимательной форме. Разновидностью практического метода обучения дошкольников стали дидактические игры с предметами (мозаика, вкладыши, сборные игрушки) или печатными материалами (карточки, лото, разрезные картинки).

Ребятишки знакомятся со свойствами объектов, учатся сравнивать их, находить отличия или подбирать пару, группировать, классифицировать. При этом они увлечены процессом, получают положительные эмоции. Производя игровые действия с кубиками или геометрическими фигурами, ребенок непроизвольно концентрируется на поставленной задаче, прочнее усваивает знания и не ощущает давления извне.

Инсценировки и драматизации

Еще один практический метод обучения дошкольников - имитация. Детям свойственно подражать взрослым, копировать действия животных, сказочных героев. Играя роль, включаясь в воображаемую ситуацию, они познают мир, отношения между людьми. Активно развивается речь.

Очень полезно ставить спектакли по мотивам прочитанных сказок, отправляться в воображаемые путешествия по странам и океанам, превращаться в представителей различных профессий. Дошкольники с удовольствием "проживают" интересный для себя материал, включая его таким образом в свой личный опыт. Это дает толчок к размышлениям, пробуждает воображение, развивает коммуникативные навыки и познавательные интересы.

Экспериментальная деятельность

Этот практический метод обучения дошкольников предполагает воздействие на объект с целью его изучения. Ребятишкам нравятся ставить элементарные опыты с водой во всех ее состояниях, глиной, песком, растениями, магнитами, наблюдать за происходящими на их глазах изменениями. Одновременно они учатся анализировать увиденное, делать выводы, включаются в поисковую деятельность.

Нередко практическая сторона происходящего (специальные инструменты, необычные материалы) вызывает у малышей больше радости, чем сделанное открытие. Поэтому важно перед постановкой эксперимента мотивировать дошкольников на узнавание новой информации. Для этого могут вводиться сказочные персонажи (письмо от Снежной Королевы, которая предлагает изучить волшебные свойства снега и льда). Заинтересовать ребят могут также наглядные пособия (книги, яркие плакаты, карточки) или проведенная предварительно дискуссия, во время которой высказываются предположения о результатах эксперимента.

Моделирование

Не всегда изучаемый объект можно увидеть или пощупать. В таком случае создается его заместитель (макет, схема, символическое изображение), в котором наглядно воспроизводятся исследуемые свойства или взаимосвязи. Моделирование как практический метод обучения дошкольников исследовали Журова Л. Е. (для звукового анализа слов), Парамонова Л. А. (при конструировании), Терентьева Е. Ф. и Ветрова Н. И. (для изучения природы), Логинова В. И. и Крылова Н. М. (для знакомства с трудом взрослых). Использование наглядных моделей облегчает процесс познания, так как делают скрытые свойства предметов доступными для детского восприятия.

Чтобы дошкольник мог работать с символическими аналогиями, у него должен иметься опыт замещения. Он формируется во время игр, когда малыши кормят куклу песком или превращаются в отважных капитанов, а также в творческой деятельности (рисование, лепка).

Младшие дошкольники работают с предметными моделями, которые воспроизводят конструктивные особенности своего аналога (постройки из конструктора, макеты, технические игрушки). К 5-6 годам дети уже могут создавать предметно-схематические модели, в которых объекты и их свойства обозначены графическими символами. Ярким примером могут служить календарь природы или модель слова, где звуки обозначены разноцветными кружками.

Практические дошкольников формируют наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Благодаря им малыши не только познают мир, но и начинают мыслить логически, заранее планировать свои действия, предвидеть их результаты и абстрагироваться от несущественных признаков объекта.

Надо в комплексе, и тогда они принесут нужный результат. Таким образом можно достигнуть нужного уровня детей гораздо быстрее и эффективнее.

Чтобы раскрыть тему о , я предлагаю рассмотреть следующие вопроса:

  • Классификации
  • Наглядные
  • Практические методы
  • Словесные методы
  • Требования к

Классификации методов обучения

Можно классифицировать по-разному, взяв за основу какую-то определенную педагогическую задачу. Поэтому единой классификации методов обучения нет. Разные ученые выдвигают свои варианты классификаций, и каждый из этих вариантов используется в педагогической практике. Я приведу здесь несколько наиболее распространенных классификаций.

В первые годы развития отечественной педагогики все методы обучения делили на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования.

В современной педагогике существует несколько классификаций.

1. По решению дидактических задач (авторы Данилов, Есипов):

  • методы приобретения знаний
  • методы формирования навыков и умений
  • методы использования знаний
  • методы творческой деятельности

2. По характеру познавательной деятельности (авторы Лернер, Скаткин):

  • информационно-рецептивные
  • репродуктивные (закрепление полученных знаний)
  • эвристические, в дошкольной педагогике — частично-поисковые
  • исследовательские

3. По компонентам учебной деятельности (автор Бабанский)

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • методы стимулирования мотивации учебной деятельности
  • методы контроля и самоконтроля

4. По источнику передачи и получения знаний, проще говоря, по источнику получения информации (авторы Перовский, Голант)

  • словесные
  • наглядные
  • практические

Остановимся подробнее на классификации по источнику получения знаний. Она является наиболее распространенной в дошкольной педагогике.

Наглядные методы

1) Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников.

Виды наблюдений:

  • распознающего характера (например, форма, цвет, величина)
  • за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных)
  • репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)

2) Рассматривание картин в целом и детально

3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.

Этапы демонстрации:

  • предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм
  • после просмотра фильма — обмен впечатлениями
  • через несколько дней — повторный показ
  • беседа после повторного просмотра

Практические методы

1) Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий.

Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие.

2) Игровой метод. Можно использовать разные компоненты деятельности и сочетать их с вопросами, указаниями, объяснениями.

3) — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта.

4) Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook